суббота, 28 июля 2018 г.

Грузинский МикроТрип. Мцхета: Джвари, Светицховели, Самтавро

Вообще, в Мцхету мы не собирались, потому что если переться туда самостоятельно, то очень проблематично добраться до монастыря Джвари на горе. А так-то в город маршрутка ходит. Но я верю в безупречно точную случайность, а потому, когда нам предложили индивидуальную экскурсию на двоих за 40 лари с носа, я согласилась. Именно столько я готова была заплатить и именно такую цену мне назвали. Внизу я дам контакты нашего экскурсовода, ибо мне понравилось и я готова рекомендовать!:)
Мцхета является древнейшим городом Грузии, основанным в 5 веке ДО нашей эры. Тогда и Грузия была не Грузией, она называлась Картлийским царством. Но мой рассказ пойдет про период становления христианства в Грузии. Грузины называют Мцхету вторым Иерусалимом и кафедра Патриарха страны находилась именно здесь, а не в Тбилиси, до тех пор, пока не был построен собор Цминда Самеба. По преданию, в соборе Светицховели хранится риза Господня, которую принес сюда один из жителей тогдашней Иверии.

Святая Нино

Одна из главных и почитаемых грузинских святых - это Нино, которая слышала про ризу, погребенную в Мцхете. Нино явилась Богородица, дав задание нести просвещение в Иверию, вручив крест из виноградной лозы. Именно этот крест с загнутой поперечиной можно видеть во многих грузинских церквях - он так и называется "Крест Святой Нино".

Нино пришла в Грузию и обратила сначала в христианство царскую садовницу, потом царицу Нану, а царь Мириан не хотел принимать новую религию. Но по преданию, после того, как он на охоте заблудился в лесу, потерял зрение и на его воззвания не откликнулись языческие боги, царь пообещал, что если его спасет бог Нино, то он и сам примет крещение и Грузию к христианству приведет. Так оно и вышло, царь спасся, зрение вернулось, и в 5 веке нашей эры Иверия встала на путь крещения.
На мозаике царь Мириан взывает к небесам

Эмзар подкинул мне интересную мысль для размышления, что многое в Грузии начиналось с женщин. Мол, это уникальное явление, когда царица принимает крещение раньше царя, а религию к ним принесла хрупкая девушка. Эмзар сказал, что женщин в Грузии почитают и это действительно так.

Джвари

Монастырь Джвари - тот самый, к которому я не знала, как подобраться, стоит на горе над слиянием Арагвы и Куры. Согласно летописям именно здесь поставила большой крест Нино, а через некоторое время на холме возвели церковь. Произошло это примерно в конце 6-го века, поэтому Джвари - очень древний храм. Теперь внутри стоит новый крест.




Джвари видно, когда подъезжаешь к Тбилиси, его видно из любой точки Мцхеты и... туда не ходит общественный транспорт. Говорят, есть пара маршруток, но их поди поймай и мест там нет.

Светицховели

Храм Сетицховели расположен внизу, его хорошо видно с высоты Джвари. Светицховели на протяжении столетий был главнейшим храмом Грузии именно потому что здесь хранится риза. Первоначально на месте нынешней громады стояла деревянная церковь, построенная царем, обращенным Нино в христианство.


По преданию, когда все уже забыли о том, что где-то здесь погребена риза, а Нино пришла в Грузию, кто-то обратил внимание на могучий кедр, росший на поляне у реки, где, вроде бы, от хвори вылечивались звери и птицы. Кедр срубили, из него сделали 7 колонн для деревянной церкви, но одну не сумели поднять и переместить и только путем молитв Нино столп переместился и стал мироточить. Именно поэтому храм называется Светицховели, что означает "животворящий столп".





Внутри храма сохранились фрески и каменная сень, которая обозначает место сруба Животворящего Столпа. В одном из углов можно обнаружить копию кувуклии храма Гроба Господня. Печален тот факт, что старинные фрески закрасили в 19 веке к приезду императора, чтобы тот не подумал, что за собором не следят и фрески выглядят облезло.



Эмзар предложил нам написать наши имена на грузинском, чтобы во время службы нас тоже упомянули. Мы с ВВ тут же согласились, после чего наш гид записал и нас, и наших родных, и своих родных тоже. А я узнала, как пишется мое имя по-грузински))

Самтавро

Еще один монастырь, в который мы зашли - Самтавро, который тоже был заложен в 5 веке. Считается, что именно здесь похоронен царь Мириан и царица Нана. А Святая Нино похоронена в другом храме - неподалеку от Сигнахи, по преданию, ее гроб не смогли отнять от земли и решили, что Нино хочет остаться здесь.

В храме Самтавро хранятся важные реликвии, включая часть животворящего столпа, а также мощи святого Шио Мгвимского, о котором речь пойдет в следующей статье.

Я не стану грузить вас, уважаемые читатели, все информацией, полученной мной от Эмзара, ибо это будет слишком длинный текст, скажу лишь, что википедия не дает и десятой доли тех знаний, которые я получила. Я хоть человек и не религиозный, но мне было интересно посмотреть на историю и культуру страны через призму живущего в ней начитанного и верующего человека. Примечательно, что во всех этих соборах и храмах огромное количество народа: не только туристы, но и сами грузины волнами распределяются по Мцхете и водят в исторические сооружения детей.

В конце повествования я хочу на страницах блога поблагодарить нашего экскурсовода Эмзара, который возил нас по Мцхете, а потом еще доставил в бонусный Шио-Мгвимский монастырь, после чего свозил на рынок в Тбилиси и сторговал там все, что мы хотели по приемлемой цене и даже отвез на Сухой мост, хотя экскурсия уже закончилась:)
Само собой, колоритная экскурсия состоялась в полной мере, на все вопросы, которые у меня возникали, Эмзар ответил. Поэтому без зазрения совести рекламирую вам экскурсовода, он может организовать поездки и в другие уголки Грузии, а для тех, кто хочет поближе познакомиться с грузинским христианством, Эмзар - ваще клад, он является зам.глав.редактора в одном из православных журналов страны. Контакты (телефоны и ФИО для поисков в ФБ и ВК по ссылке). Обязательно передавайте ему от меня привет!)


0 коммент.:

Отправить комментарий

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.

Смайлик улыбка Смайлик плачущий Смайлик никак Смайлик показывает язык Смайлик смех Смайлик стеснительный Смайлик подмигивает Смайлик кукиш Смайлик не согласен Смайлик ух-ты Смайлик зевает Смайлик боится
:) :(( :( :P :D :$ ;) :G :X :o :O :S