четверг, 8 июня 2017 г.

Плесецкие водопады, Юшкина щель.

Плесецкие водопады, как водится, попались мне на глаза чисто случайно - посредством чьего-то фото в инстаграме. А то, что чисто случайно попадается мне на глаза и привлекает внимание (не важно, где оно находится), порой попадается мне потом и под ноги. Так и в этот раз, почитав в тырнетах, что водопады расположены в 25 км от Геленджика, я решила предложить Семейству Сэ (Ире и Максу) не только на пляже поваляться, как изначально планировалось, но и ляжки размять, с красотой ознакомиться.
Только не так-то все это просто. До водопадов надо умело добираться, не заблудиться и не убиться, поэтому сегодня я не только похвастаюсь фотокарточками, но и расскажу о маршруте, ориентирах на нем и приложу трек

Сначала о самих красотах. Тот, кто отправится к Плесецким водопадам, расположенным на реке Тхаб, будет стократ вознагражден, ибо их там много и они очень красивы, просто на 5 баллов красивы, а, поверьте, меня не так просто впечатлить. Не зря Плесецкую щель называют "Долиной ста водопадов", ибо даже самые небольшие водоскатики бирюзовой воды смотрятся крайне приятно, а больших водопадов там пруд пруди.
Путь по реке Тхаб начинается из поселка Михайловский перевал. Если вы едете из Геленджика, то паркуйтесь возле продуктового магазина сразу в начале поселка (трек и карта будут ниже). Возле того самого магазина висит большая вывеска "Плесецкие водопады", так что не промахнетесь. Лучше всего начинать свой поход к водопадам с утра - в 9-10 часов, т.к. после обеда солнце переваливает на другую сторону реки и западет за скалу - водопады оказываются в тени и это не так симпатишно.

Что взять с собой?

С собой в путь надо взять покушать, т.к. маршрут займет не один час. Еще один нюанс - это питьевая вода, на Кавказе я пью практически отовсюду и пока инцидентов не было, но тот, кто так не делает, должен при себе иметь запас питьевой водички. На маршруте находится огромное количество бродов, поэтому надеть надо обувь и одежду, которую не жалко вымочить в воде. Мы надели купальники, шорты и босоножки, поэтому переходили броды без остановок в любом месте. Желательно также взять с собой крем от загара, ибо есть шанс обгореть на ярком южном солнышке. Неплохо было бы скачать на телефон какое-то навигационное приложение, которое будет работать офлайн, для себя я открыла MAPS.ME, подгрузила карты нужного района и теперь довольна, как паровоз.

Маршрут до развилки между Плесецкой щелью и Юшкиной щелью.

Дальше от магазина дорога только для полноприводных подготовленных авто, то бишь для УАЗиков, водители которых готовы сократить ваш путь за деньги на 3 километра - до пасеки. Если вы не уверены в своем автомобиле, лучше оставить его на парковке, а дальше либо соглашаться на уговоры уазистов, либо идти (как мы) пешком. До пасеки идет накатанная внедорожниками дорога, которую пересекает несколько бродов с порогами. Дорога-то нормально проезжаема, а вот пороги в реке страшны.

До пасеки всего 3 километра, там можно покушать блинов и посмотреть на псевдо-дольмен. Дольмен не настоящий, что видно невооруженным взглядом, поэтому мы не удостоили его вниманием и вышли, наконец, к руслу Тхаба. Здесь дорога "раздвояется", т.е. один маршрут лежит прямо по руслу - он гораздо более живописен и включает в себя красивые прилегающие водопады, а второй идет через лес по горе. Но моем треке указан только маршрут по руслу! С одной стороны, идти по реке крайне не удобно - постоянно надо челноком переходить с одного берега на другой, искать варианты, как пройти, куда сунуться, но, с другой стороны, там безумно красиво, присутствуют несколько доп.водопадов, бирюзовые чаши с водой для купания и ты точно не заблудишься, ведь ты идешь по реке, как по дороге. Тропинка, кстати, маркировна красными точками прямо на камнях - можно следить и проверять.
Мы избрали для себя путь по воде и тут же были сражены широким многоступенчатым порогом, который на поверку оказался не так уж и мал. Вода холодила, но не морозила, солнце жарило почем зря и мы пожалели, что не взяли крем от загара. Ящерицы разбегались во все стороны из-под ног, а вот змеи (коих там не мало) все время ждали до последнего, когда я к ним подойду, а потом вальяжно сваливали под камень или уплывали по реке, одной змеюке я даже на хвост наступила. В общем, тот, кто опасается подобного рода зверюшек, не должен идти первым - я вас предупредила:)

Водоскаты и чаши с водой прямо манили к себе, поэтому, пройдя несколько таких чаш, наша компания все-таки не утерпела (даром что ли купальники напялили?) и попрыгала в очередной омут в целях освежения организмов:)

Следующий водопад обнаружился слева - он представлял собой какой-то приток Тхаба, стекающий по рыжему склону.  Скала была покрыта оранжевыми наростами - так бывает, когда источник минеральный, но нет, я лично пробовала, не минеральный он.

Далее под ноги подворачиваются уже не только водоскаты, но и самые настоящие водопады, которые приходится практически форсировать для того, чтобы хоть как-то перебраться. Воды, вроде, много, но она не сшибает с ног, поэтому даже ребенок смог бы перебраться.

Маршурт по Юшкиной щели

Юшкина щель - это левая часть трека, отходящая от развилки на приложенной карте с маршрутом. Правая - это сам Тхаб, хотя оба ручья считаются истоками реки. От пасеки до этой развилки 3 километра. Ознаменовывает развилку здоровенный такой, солидный водопадище. Дальше можно пойти на водопады реки Тхаб - поверху пролегает приличная тропинка, а можно отправиться в Юшкину щель.

Мы, изучив заранее фотографии и количество водопадов и там и там, решили, что Юшкина - это то, что нам подходит, а потому свернули влево. И тут же не пожалели. Ущелье в этом месте сужается, образуя над головой зеленый коридор. Про красоты ручья даже писать не буду - они очевидны на фото, а в живую аж за сердце хватаешься от восхищения. Нам повезло еще с тем, что в начале июня прошли хорошие дожди и водопады были полноводны.

В Юшкиной щели нет обходных троп - здесь движение происходит исключительно по руслу, а на водопады приходится взбираться при помощи приставных лестниц.
Когда мы дошли до великолепного двойного каскадного водопада, то первый преодолели легко, а вот перед вторым застопорились, т.к. лестница была довольной высокой, а вода сделала ее жутко скользкой, плюс располагалась конструкция под наклоном. В общем, Семейство Сэ решило не рисковать, а мне, вот, понадобилось туда влезть. Глаза боятся, руки делают, на поверку выяснилось, что у страха глаза велики были, нормально туда можно залезть. А наверху я усмотрела тропинку, которая обходит этот водопад по склону, так что если кто боится - знайте, там есть тропинка)

Семейство Сэ выделило мне час на дальнейшие гульки, после чего я в одиночестве помчалась вперед, чтобы ознакомиться с еще парой-тройкой прекрасных мест. И тут же они мне стали подворачиваться одно за другим.

Апофеозом стал очередной 10-метровый красавчик, грохочущий так, что слышно издалека. Он послужил завершающим аккордом в моем путешествии по Юшкиной щели. На самом деле, там есть еще несколько водопадов, но у меня был лимит по времени, негоже заставлять Семейство Сэ нервничать.

Спускаясь к тому двойному водопаду, я вдруг обнаружила, что Семейство Сэ уже самостоятельно взобралось и сидит, поедает бутерброды с колбасой. Я предложила спускаться не по той страшной лестнице, а обойти по примеченной тропинке. Так и поступили. Свернули в итоге мы куда-то не туда и дошли по тропинке над Юшкиной щелью аккурат до начала развилки. Но оказались не внизу, как пару часов назад, а наверху того самого водопада-гиганта. За ним как раз и начинались водопады правой части трека и с одним таким - двойным - мы даже успели познакомиться. Но, прикинув, что еще 6 км надо переться назад по колдобинам, решили дальше не соваться.

На обратном пути обратили внимание, как тень от скалы закрыла большинство водопадов и они почернели, вот почему туда надо отправляться утром. А навстречу все так же топали люди, скакали дети, особенно умиляли мальчики с собачкой под мышкой (да, их там было несколько штук).

А мы благополучно спустились к машине и отправились в кемпинг в Кринице. Сам кемпинг стрёмный, даже рекомендовать не буду, но морЭчко смотрелось хорошо, да и чай с печенькой на берегу - это тоже всегда хорошо)