вторник, 20 июня 2017 г.

Закат и рассвет на Чертовом Пальце + водопады Мишоко.

Однажды мне отменили рейс в Москву, а у моей знакомой Ани как раз приключился день рождения. Отметить эти два события мы решили нетривиально, а если конкретно: залезть с ночевкой на Чертов Палец, ну и чтобы не торчать там бездумно целый день + целую ночь, было задумано сначала прогуляться на водопады Мишоко прямиком из экстрим-парка Мишоко, который удачно расположился среди скальников над Хаджохом.
Бросив клич на форуме, мы получили несколько откликов, а потому скучковались в экстрим-парке, пересчитались, насчитали 6 человек (Аня, Игорь, два Леши, Юля и я) и двинулись к водопадам. Подробности об ущелье Мишоко и одноименных водопадах я писала год назад, а потому ударяться в повторы не стану. Скажу только одно: спускаться к первому водопаду из парка сверху гораздо приятней, чем подниматься с трассы снизу... Плюс еще кусок тропы смыло селем, отчего теперь по ней можно только карабкаться, но не идти.

Троллей в экстрим-парке Мишоко

Тем не менее, несмотря на природные препятствия, наша банда успешно освоила все выдающиеся водопады на ручье. Приятно, что Мишоко стал для банды новым открытием и все получили удовольствие от посещения новых мест.

В 4 часа вечера банде пришлось разделиться: двое на недоприводе отправились к канатной дороге, чтобы подняться налегке, а потом спуститься и уехать домой, без ночевки, а мы вчетвером забрались в Анин шевик и попытались доехать до Чертового Пальца на машине. Вообще-то дорога там есть и местами она проезжаема даже на стоковом шевике без лебедки и на шоссейке, но дело в том, что эти места благополучия пересекаются жуткими колеями, наполненными жидкой грязью. Шоссейка не справляется. А потому, отъехав всего чуть-чуть от Мишоко, наш квартет бросил машину в лесу, нагрузившись спальниками и палатками. Идти от экстрим-парка Мишоко до Чертового Пальца даже с рюкзаком и прочими хабарями всего 2 часа. Как раз мимо канатной дороги из Даховской, а потом все время выбирая более левую дорогу. Но я все-таки еще раз похвалю приложение maps.me, которое меня теперь выручает практически ежедневно - все тропы видать, для позиционирования нужен лишь gps в телефоне.

Добравшись до Чертового Пальца часам к 19, мы обнаружили, что Леша и Юля, поднявшиеся на канатке, уже развели костерок и приготовили стол на пеньке для голодных нас:) Это в горах всегда так приятно: приходишь куда-нибудь, а там забота и еда:) Когда я пошла непосредственно к скале, то увидела, что горы подготавливаются к закату: все вокруг золотилось в лучах заходящего солнца, над дальними снежными вершинами стояли тучи, а вечерняя дымка добавляла мягкости панораме. Не удивительно, что все высыпали на скалу для посиделок с распитием чая. Леша и Юля торопились спуститься, пока еще светло, поэтому, сварганив коллективный снимок на память, мы их отпустили, а сами погрузились в трындеж и созерцание.

Не знаю я в Адыгее более удобного панорамного места, куда можно так легко и просто взобраться и откуда можно увидеть в одном флаконе Большой и Малый Тхачи, Оштен и Каменное море, Трезубец, Ачешбок, Уруштен, Джемарук, Тыбгу и кучу прочих вершин. Вот не знаю, а Чертов Палец предоставляет столь шикарную и весьма удобную возможность. Не зря затея посмотреть рассвет-закат оттуда пришла мне в голову еще зимой.

Мы заседали там до кромешной темноты, а когда Аня, Игорь и Леха отправились вверх на поляну, я еще долго торчала на скале, силясь снять в темноте хоть что-то, ибо мой фотоаппарат не заточен под подобное дело. Удавалось мне это с трудом, а точнее не удавалось, т.к. к ночи по Уна-Козу пошли сильные порывы ветра, которые шатали мой фотоаппарат и на длинной выдержке все смазывалось.

Практически безуспешно попырхавшись что-то снять, я решила тоже лезть вверх на поляну, чтобы попытаться снимать под прикрытием деревьев. Иду, вся такая красивая, с фонарем и вдруг вижу, что из леса на противоположной опушке на меня чьи-то светящиеся болты из темноты глядят, да не одни, в сразу несколько. Я сначала посомневалась: ведь бывает, что звезды через деревья проглядывают, потому остановилась и стала наблюдать. Светящиеся болты (так я зову чьи-то непонятные глаза) стали перемещаться по опушке и я поняла, что не звезды это, а звери. Потому быстро свернула фотосъемку и направилась к костру.
Игорь, который знает толк в охоте, заинтересовался моим рассказом и решил сходить, поглазеть. Леха впечатлился и отправился за Игорем, я же решила, что в такой компании можно и пофоткать, а потому опять взяла подмышку камеру и потопала следом. Игорь высветил из темноты не одни, не две и не три пары глаз, там было примерно с дюжину наблюдателей. Он решил их пугнуть, хлопнул в ладоши и крикнул, звери стали заходить справа, Игорь повторил и вдруг стая выдвинулась из леса вперед и кто-то угрожающе зарычал в ответ. Игорь тут же нам отрывисто сказал: "Ну-ка, давайте обратно к костру", а нам с Лехой и командовать было не надо, мы и так, как полудурки, одновременно смеясь и жутко побаиваясь, уже неслись на свет, я даже обо что-то споткнулась и чуть не растянулась в темноте.
Аня, увидев весь этот бесплатный цирк, долго с нас веселилась. Но на любой шорох все стали оглядываться и всматриваться в темноту. В здешних лесах водятся шакалы - это не секрет ни для кого и многие неоднократно слышали, как они дико орут в лесу - их жуткий вой трудно с чем-то спутать, но шакалов никто не боится - они сами всех боятся. Позже мы слышали в лесу какие-то крики, не схожие ни чем конкретным, утром оказалось, что в полукилометре от нас паслось на самовыпасе стадо лошадей с жеребятами, так что, возможно, кричали они. Некоторые знакомые Ани, выслушав ее рассказ позже, предположили, что то могли быть не шакалы, а волки, охотящиеся на жеребят. В общем, кто бы это ни был, они подкинули мне свежайшего экспириенсу в виде ночной рычащей угрозы из леса. Впервые в горах мне кто-то официально угрожал из местной фауны :)) Понятно было, что никто на нас не нападет, они ж не идиоты, но все равно зябко.
Если вы думаете, что на этом закончились ночные приключения, то вы ошибаетесь. Разделение по палаткам у нас произошло по половому признаку, поэтому две девочки в лице меня и Ани залезли спать в мою палатку, почти разложились и тут заметили жирного паука на стенке, моментально с воплями и попискиваниями вжавшись в другую стенку. Вопела и попискивала большей частью я, а Аня пыталась перебороть себя и выкинуть непрошеного гостя при помощи салфетки. Перебороть не удалось, поэтому Игорю, который уже улегся в своей палатке, пришлось героически вылезать и выдворять жирную восьмилапую *опу из нашего временного жилища.
Завалившись спать в час ночи, мы подорвались в 4 утра, чтобы посмотреть на рассвет с Чертового Пальца. В тусклом предутреннем освещении от горящих в темноте глаз не осталось и следа, а потому, оставив Леху досыпать положенное, мы втроем вывалились на скалу, обомлев от увиденного.

Прозрачный холодный воздух тёк над вершинами. Ачешбок стал просматриваться вполне конкретно и два Тхача не загораживали аккурат одну воротину. Очевидно прямо по курсу белел (но еще не розовел) Уруштен, а за ним правее, по всей видимости, пик Геоморфологов и Ассара. Дальше в небо глядели Джемарук и Тыбга, Атамажи и Абаго. Под Каменным морем и Оштеном сливался с зеленью удивительный Трезубец, а внизу, над Даховской широко разлился туман от Белой.

Прошло буквально 10 минут и мы, стоящие в тени хребта Уна-Коз, стали свидетелями рассвета над снежными пиками впереди - там солнце встает раньше:)) Горы краснели, розовели, становились оранжевыми, желтыми, а потом превращались в самих себя - таких, какими их видят днем. Тень полосой отступала к нашим ногам, ветер унялся и Белая потихоньку сворачивала туманную пелену, возвращая ее в русло. Волшебные вещи творятся в горах по утрам, даже вечер не предоставляет такого волшебства, как чистое и холодное утро.

Похвалив себя за неуёмность и поздравив Аню с днем рождения, мы вытащили из палатки Леху, напились чаю, собрали лагерь и двинулись вниз. До машины добежали за час, еще через час я была уже в Майкопе. Итого: жителям Адыгеи и Краснодарского края достаточно крайне малого количества времени (выходные - это даже много), чтобы ознакомиться с волшебством Чертового Пальца, надо только собраться и дойти :)

Как дойти/доехать от экстрим-парка Мишоко до скалы Чертов Палец?

(Доехать можно только на подготовленном полноприводном авто, возможно, в сухую погоду получится и на неподготовленном).