Эрфурт - город старинный, считается, что первое поселение здесь основали славянские племена давным-давно, а вот первое упоминание - «Эрфский брод» через реку Геру - датируется серединой 8 века. Сам Карл Великий в 805 году основал в здешних местах торговые склады, так пошло-поехало и из поселения со складами Эрфурт вырос в неплохой городок. В конце 14 века здесь открыли третий по счету в Германии университет. А в 1808 году в Эрфурте состоялось т. н. Эрфуртское свидание российского императора Александра I и французского императора Наполеона I. К началу 20 столетия Эрфурт считался приличным крупным городом, каковым является и поныне.
Выбравшись с подземной парковки на Соборную площадь, мы тут же уперлись в ярмарку выходного дня слева и прекрасный Эрфуртский собор с церковью Северикирхе справа. Оба религиозных заведения возвышаются над площадью, а ведет к ним широкая лестница Домштуфен.
Первые церкви в Эрфурте стали возводить довольно давно - уже в 725 году тут велось строительство церкви Св.Марии. Делалось это, чтобы подогнать "крестьян-язычников" под католическую сень. Поэтому не удивительно, что самой вероятной датой заложения первого камня под нынешний собор считают 752 год. Но поскольку официальное упоминание датируется лишь началом 12 века, то 5 столетий куда-то выпадают. Церкви в то время долго не стояли - то обрушатся, то молния попадет, во время восстановительных работ под фундаментом были обнаружены мощи признанных святыми епископов Адолара и Эобана, что сразу же привлекло
финансовые средства в виде многочисленных пожертвований и способствовало
быстрому продвижению работ. Поэтому к концу 12 века церковь стояла новая и во всей красе.
С тех пор сохранилось несколько реликвий, которые бережно хранят и по сей день. Одна из них: бронзовый светильник Вольфрама (12 век), спокойно стоящий посреди соборного зала, никем не охраняемый.
С ростом города и паствы собор решили расширять, поэтому сейчас, зайдя внутрь со стороны главного портала, сначала думаешь, что попал в две совмещенные церкви - таковы объемы двух внутренних залов. Именно из-за масштабов расширения нынешний собор стоит не только на холме, но и выходит за его пределы, словно, стекает.
Треугольный портал был оформлен в 14 веке и украшен с одной стороны скульптурами апостолов, а с другой стороны... Объясню подробнее:) На второй боковине портала слева стояло 6 довольных и более-менее симпатишных, а справа 6, словно
потасканных жизнью. При этом у левых кубки были торчком вверх, а у
правых вниз и как-то не уверенно. Мы гадали, чего это может означать и
решили, что это визуальный ряд на тему женского пьянства, мол, будете
так пить, раньше состаритесь и руки трястись начнут.
На поверку оказалось, что это скульптурное изображение притчи о разумных и неразумных девах. Разумные взяли лампады и дополнительный запас масла, поэтому их лампады не погасли, а неразумные, соответственно, промухали момент, за что их не пустили на брачный пир. И это, якобы, несет в себе глубокий символизм. Правда, по притче дев было 10, а тут 12... В общем, мне кажется, тема о вреде женского алкоголизма тоже неплохо бы смотрелась.
На поверку оказалось, что это скульптурное изображение притчи о разумных и неразумных девах. Разумные взяли лампады и дополнительный запас масла, поэтому их лампады не погасли, а неразумные, соответственно, промухали момент, за что их не пустили на брачный пир. И это, якобы, несет в себе глубокий символизм. Правда, по притче дев было 10, а тут 12... В общем, мне кажется, тема о вреде женского алкоголизма тоже неплохо бы смотрелась.
Внутри мое внимание привлек не столько барочный алтарь 17 века, сколько деревянные резные скамьи по обеим сторонам от прохода. На каждом поручне и каждой спинке изображено что-то свое, разное. Я насмотреться не могла на темные деревянные чудеса и всё пыталась представить, как оно выглядело в конце 14 века, когда эти дубовые сидения только устанавливались. Если оно сейчас при всей нашей бытовой пресыщенности так впечатляет, то как должно было будоражить умы сотни лет назад?
В целом, собор оказался ну очень занимательным - по нему можно бродить часами и рассматривать различные элементы росписи стен, фрески и умопомрачительные многометровые витражи.
Буквально в двух шагах от кафедрального собора стоит церковь Северикирхе (в честь Св. Севера). Вместе с лестницей Домштуфен они являют собой визитную карточку Эрфурта. Северикирхе была построена на месте более раннего храма, в котором, вроде как, хранились мощи Святого Севера из Равенны. Сегодня внутри можно увидеть саркофаг, установленный в церкви в 14 веке под хранение мощей.
Вообще, резных плит в полу Северикирхе очень много. И все по ним топчутся, как будто так положено. А мне было жалко, я ходила по кромке и недоумевала: как же так, почему не сохраняют такой раритет? Ответа не было.
Церковь неоднократно горела, а потом восстанавливалась в разных стилях. Горело и внутреннее убранство, но все-таки что-то сохранилось. Сегодня она представляет собой позднеготический зальный храм на
романском фундаменте, с пятью нефами и двумя трансептами.
После похождений по церквям мы с Анатоличем отправились искать Кембербрюке или мост лавочников, про который прочитали заранее. Мост нифига мы не нашли. То ли не там искали, то ли плохо прочитали. Зато побродили по городу, который словно еще спал, несмотря на обеденное время.
Река Гера разрезает Эрфурт на куски, выглядят эти куски над водой умиротворенно и спокойно. В некоторых местах попадаются фривольные композиции. В других же опять наклейки с ракушкой в честь точки на пути Святого Иакова. В городе есть так же крепость Петерсберг, но, посмотрев на нее снизу с Соборной площади, мы поняли, что она так себе, после соборов не впечатлит. А потом слезли обратно под землю, упаковались в машину и помчались к следующему пункту приключенечки.
Не поленилась, сбегала в карту, нашла мост. Интересная штуковина.
ОтветитьУдалитьКлассные фото! Спасибо за прогулку :)
Мы по нему ходили туда-сюда, судя по информ.таблицам, там развешенным, но он выглядел не так примечательно, как на фото. В общем, мы не поняли, в чем прикол...
УдалитьВ Грузии (да и не только) считалось быть похороненным у самого входа в церковь особенно почетным. Да, пусть все топчут, но это, якобы, угодно тому, кто там сверху за всем наблюдает...
ОтветитьУдалитьВ Ватикане при входе в собор Святого Павла явно выделяются два нестаптываемых (из-за прочности материала) порфировых креста. Казалось бы - символ католицизма, а вот так, прямо под ногами...
Город классный, а без людей - шикарный!
Тем не менее, все равно мне не понятно почему не берегут. Не берегут ведь! )
УдалитьОксана,
ОтветитьУдалитьУдивительно, что город такой безлюдный!
Очень понрпаилось рассматривать "внутренности" церкви. Оригинальные элементы и персонажи в ней имеются!
Мне вообще показалось, что немцы не любят на улицы выходить, Обервезель - нет народа, Бахарах - почти нет, Эрфурт - пустынный )) При чем каждый из этих городов был нами посещен в разное время суток и в разные дни недели...
Удалить