пятница, 8 января 2016 г.

Зори Кавказа 2016. "В подкове гор". Часть 1

Традиционный для начала января фестиваль "Зори Кавказа" снова поманил нас в дорогу. На этот раз, вопреки классическому прибытию на день раньше, наши два экипажа (Юрий-Гелик, я, Макс с Ирой и Владимир Владимирович) прибыли именно в день начала фестиваля, пропустив приветственное слово с триалом и шурпой:) Но это нисколько не омрачило встречи с друзьями. Формат же мероприятия был несколько видоизменен и впереди нас ждали сразу два полностью насыщенных событиями и гульками дня.
Из забавного сразу стоит отметить то, что обе машины наших экипажей, несмотря на то, что они сами по себе из Краснодара, носили на своем номере московский регион 777, т.к. обе были куплены в столице и поставлены на учет там же. Это и породило потом кучу шуток про "понаехавших москвичей":) А также одну "нездоровую сенсацию", но об этом позже. В этом году я приняла решение разделить отчет на две части, т.к. одна получилась бы слишком жирная и "неусвояемая":)
Итак. В первый день гулек колонны были разбиты на две группы. Первая должна была идти через Голубые озера, Черекское ущелье, в сторону Верхней Балкарии и затем в Уштулу на нарзанные источники. Что в какой-то степени повторяло прошлогодний маршрут. Вторая же часть должна была направиться в сторону Чегемского ущелья и затем на турбазу Башиль. Мы, само собой, избрали второй путь и ни разу об этом не пожалели.
Для начала колонна завернула на так называемый малый Чегемский водопад (он же Девичья коса), высотой 30 метров, образованный рекой Адай Су. Четыре года назад, во время моего первого посещения данного водопада, стояла оттепель и река даже шуршала в своем русле. На этот раз аномально лютые морозы не пощадили и КБР, поэтому поток покрылся большим ледяным щитом, а сам водопад выглядел ну очень внушающе.





Именно здесь приключилась история, начавшаяся несколько лет назад в какой-то очередной массовой покатухе. А именно: Миша-Миша и Макс стали фотографировать друг друга в максимально кривых позах. Зародилась эта традиция в тот момент, когда Миша-Миша увидел, как Макс припадает к земле, чтобы отснять мои прыжки. По мнению Миши-Миши такая тактика фотографирования дает наиболее высокие результаты и как только эти два человека на букву М встречаются, держа в руках фотоаппараты, начинается веселье:)


Далее по узкой Чегемской теснине, стены которой в иных местах отстоят друг от друга всего на 25 метров, колонна добралась и до Главного (или Большого) Чегемского водопада, представляющего собой целый комплекс потоков разных размеров. Вода падает здесь с уступов высотой 50-60 метров и даже просто сочится из расщелин на склонах. Летом картинка вполне обыденная, но зимой Большой Чегемский водопад представляет собой зрелище, воистину, впечатляющее. Мороз так обсосулил все, даже самые маленькие водяные потоки, что в тех местах, где раньше просто вода капала по капле в минуту, сегодня свисали гигантские ледяные колонны.





С этим водопадом, как и с любой достопримечательностью Кавказских республик, связана легенда. Мол, раньше в этих горах жило племя сильных и независимых женщин, которых все-таки какие-то мужики решили захватить в плен. Амазонки Чегемского ущелья сдаваться не собирались и прыгнули с обрыва в реку. А их волосы зацепились за скалы и превратились в водопад. Да... Всё-таки в Гейрангер-фьорде истории возникновения водопадов менее кровожадные:)



Бегло полюбовавшись Главным водопадом, экипажи двинулись по ущелью дальше. Дорога петляла, местами ветвилась, но наше внимание привлекала вода в теснине, сильно контрастировавшая по цвету со всеми остальными рыже-бело-черным пейзажами.








Нас ждало высокогорное селение Эл-Тюбю, где родился знаменитый поэт Кайсын Кулиев. Если вы думаете, что данный поэт вам не знаком, то ошибаетесь. Наверняка вам доводилось слышать песню Аллы Пугачевой "Женщина, которая поёт", так вот, оригинал текста звучит, как "Той женщине, которую люблю". Он был адаптирован для советской певицы из стихов Кайсына Кулиева.
Республика Кабардино-Балкария гордится своим поэтом - буквально недавно вдоль дороги, ведущей к дому, где он родился, в рамках проекта "Сто шагов к Кайсыну" были установлены десятки мраморных досок с его стихами на родном языке и в переводе на русский. Эти произведения трогают душу не только ценителей, но и, как показал наш приезд, даже тех, кто весьма далек от поэзии. В творчестве Кайсына Кулиева воспеваются такие простые, но одновременно очень весомые темы, как отношение к матери, женщине, природе и родине.



Нам разрешили прогуляться по территории, заглянуть в закоулки. Сакли покрыты дерном - это и своеобразный утеплитель и площадь для выращивания дополнительного урожая. Я в таких местах всегда задаюсь вопросом: каков был быт людей, живших здесь? О чем здесь думалось, как радовалось? Вряд ли я это угадаю, но поразмыслить все-таки интересно.






Само селение Эл-Тюбю тоже овеяно легендами. Считается, что здесь остановилось время и люди стареют медленнее. Собаки не носятся по улицам, а всадники замедляют своих коней. Среди домов расположена Башня Любви или Башня Балкаруковых, выстроенная молодым человеком, укравшим себе невесту из более богатого рода и решившим таким образом оборониться от посягательств родственников невесты.

Дальше организаторы повели колонну в обход горы, чтобы подняться к могильникам на соседнем склоне, а мне, как любителю полазить по горам пешком, предложили взять пару-тройку прытких друзей и пройтись по тропе над селением. Мы так и сделали, хотя и пытались добросовестно заблудиться:) Зато набирать высоту в итоге пришлось все равно меньше, чем остальным.


Город мертвых находится совсем недалеко от селения и чем-то похож на аналогичные постройки в соседних республиках. Здесь представлены склепы, считающиеся христианскими, относящиеся к 10-12 векам и более поздние мусульманские захоронения.

Мнение ученых относительно возникновения подобного рода могильников разнятся. Некоторые предполагают, что такой тип захоронения, где тело постепенно самостоятельно мумифицируется в склепе, пошел от ранних верований, где считалось, что стихии земли, воды и огня священны, поэтому нельзя их осквернять телом. Вот и изобрели люди такой способ укрытия усопших, который в свое время был распространен, например, в Персии.

Архитектура могильников тоже разная: тут и четыре стены с двускатной крышей и восьмиугольные строения. Считается также, что во времена эпидемий в эти склепы уходили больные люди, чтобы не заражать остальных.


От достопримечательностей рукотворных мы все же перешли к красотам природным. Двинувшись дальше по долине, колонна уперлась в пограничников, которые должны были выполнить свой долг и проверить все наши паспортные данные. Благо, организаторы, заблаговременно подали списки участников и необходимость в том, чтобы всех нас переписывать, отпала. Пока мы ждали, справа от дороги обнаружился какой-то водный ресурс, бивший из-под снега так, что от брызг образовался ледяной ажурный туннель. Миша-Миша с Максом и тут не дремали, принявшись выбирать наиболее подходящий загиб тела для снимка:)



Путь на турбазу Башиль пролегает не только по горным траверсам, но и через сосновый лес, участки которого в некоторых местах до сих пор не восстановились от лавин. 
 




Впереди колонну поджидала ледовая переправа через реку. Оказалось, что это дело не всегда предсказуемое и местами опасное. Под одной из машин захрустел лед и она провалилась в воду. Хорошо, что зимой горные реки сильно мелеют и внедорожник провалился не глубоко - его быстро вытянули. Но для нас подобная переправа была в новинку, поэтому я старалась запечатлеть и дырку во льду из-под машины и саму дорогу.




К моменту нашего прибытия в конечную точку, начал срываться снег, поэтому обед был быстр и стремителен. Организаторы предложили желающим пройтись еще немного пешком и поглазеть на местный навесной мостик. Мы, конечно же вызвались. Места там очень красивые и живописные: то, что я люблю. Поэтому я постаралась разузнать, как туда попадать летом. Оказалось, что не только пограничники преграждают путь - им достаточно паспорта и вас пропустят, но дальше начинается зона национального заповедника и там уже другой расклад. Поэтому мне выдали специальную брошюрку, где написаны контакты, по которым можно решить вопрос. Кому надо - свистите, сообщу:)









Приключения продолжались. Преодолев ледовую переправу в обратном направлении, наш экипаж уперся в зад ростовской машине, которая каким-то образом порвала себе колесо об льдину и остановилась для замены. Нам по рации сообщили: "Если хотите - ждите. Если нет - объезжайте по целине". Машина у нас стоковая, ни разу не лифтованная и без наворотов, но и ждать тоже не хотелось. Поэтому мы плюхнулись в целину, проехали весь участок и закопались на подъеме в рыхлом снегу. Но джиперское братство не дало остаться в куче снега навечно - тут же прибежали мужики, выпихали Макса на дорогу, а чтобы он, сдавая назад, не поцарапал попу, один из спасателей чинно держал ёлочку, отгибая ее в сторону, противоположную машине:)

Кстати, потом, уже вечером в лагере к нам подошли знакомые, вроде как, слышавшие по рации, что ростовчане порвали колесо, а "москвичи" застряли в снегу и спросили Макса, как это он так умудрился колесо порвать, а Макс не мог понять, с чего они это взяли, потому что все колеса на нашей машине были целы. Оказалось, что общий сумбур в эфире привел к тому, что прошла информация на тему: "понаехали москвичи, порвали колесо и загородили дорогу":) Как писали братья Стругацкие: "Вот так и рождаются нездоровые сенсации":))) И эта тема веселила нас весь оставшийся фест:)

Смеркалось... Преодолев погранзаставу в обратном направлении и отыскав наконец-таки Юрия с Владимиром Владимировичем на борту, мы двумя машинами отправились обратно в сторону Чегемских водопадов, горя желанием отведать местных хычинов и поглазеть на водопад ночью. Оказалось, что его ночью подсвечивают. А хычины были очень в тему. Мне почему-то больше всего нравятся те хычины, которые готовят именно в КБР, а не в КЧР, поэтому лично я получила двойное удовольствие.



На этом эпопея первой части заканчивается. Второй день фестиваля был не менее приключателен и о нем пойдет речь чуть позже.
Альбом, как водится, приложен:) Почитать  о других примечательных местах Кабардино-Балкарии и не только, а также про фестивали "Зори Кавказа" вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".

Читайте также:

Домбай зимой. КЧР
Безенги. КБР
Ручей Бешеный (Таштай, Букепка)

Ингушетия. Джейрахский район
Цей и Дигория. РСО-Алания
Джилы-Су и Терскол. КБР

Махарская и Гондарайская долины
Мидаграбин. РСО-Алания
Ледник Чунгурджар. КЧР

10 комментариев:

  1. Оксана,

    Засмотрелась на зимние пейзажи!
    Какая красота! Представляю, как там дышится :)

    Спасибо тебе за репортаж :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, дышится на Кавказе, кстати, очень хорошо. И спится тоже. Почему-то для меня это стало точкой нормализации сна:)

      Удалить
  2. Здорово!!! Очень красиво! А мы по другую сторону гор были, в Абхазии. Когда поехали в Кадорское ущелье - я кричала "Вон, горы-горы, я их вижу" :) Вчера вернулись, сейчас тоже отчет ваять буду за пять дней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот почему-то не тянет меня в Абхазию. Даже объяснить это не могу. Не хочу я туда и все. Хотя читаю отчеты - красиво, вроде.

      Удалить
  3. Я вот тоже про "дышится" думала на протяжении всего поста. А еще про "видится" и "опупевается"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты все правильно описала: видится, опупевается и дышится. А еще трындится без умолку, ибо наконец-то с друзьями в очередную гульку поехали:))

      Удалить
  4. Ну и экстремальщики вы. Однако, путешествие и отчет просто супер! Фото водопадов и могильников так и тянут туда тоже прокатиться, но не зимой... Зимней покатушки при -26 мне пока одной хватило...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле, было не холодно. А если учитывать, что к могильникам и прочим местам надо пешком идти, то еще и жарко)) А к концу поездки так и вообще плюсовые температуры начались

      Удалить
  5. Какие водопады! :) Спасибо :)

    ОтветитьУдалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.