понедельник, 16 сентября 2013 г.

Безенги 2013

Безенги... Это... Это самое красивое место из увиденных мной на Кавказе. И это не только эмоциональное перевозбуждение, но и здравое размышление:) Безенги - это место, где ты теряешь счет времени, забываешь про телефон, не знаешь в какую сторону смотреть, потому что хоть разорвись!
Я слышала про Безенги не единожды, но реально задумалась об этом месте только в середине лета, а потом глянула на картинки из интернета, прочитала на сайте альплагеря, что это место прозвали Малыми Гималаями и захотела туда попасть. Разве ж я могла предполагать по фотографиям, что там настолько невероятно? И да, Безенги похожи на Малые Гималаи или Гимали похожи на Большие Безенги:) Подтверждаю! :)))
Итак, клич брошен, откликнувшиеся имеются и вот я звоню Антонине из джиперского клуба КБР с просьбой в организации нам пропусков в погранзону. Спасибо! Нам они очень пригодились:)
Утром в пятницу 13 числа три экипажа (Юрий-Гелик со мной, Влад Елизаветинский с семьей и Сергей Ксеал сам по себе) выдвинулись в сторону Нальчика. Юрий почему-то в этот раз решил использовать меня не в роли штурмана, а в роли самого настоящего пилота. Т.е. Бредовый Заяц заполучил в свои лапы целый мерседес-гелендваген. Сначала было страшно, потом стало нормально, а потом "аааа! это круто!!:)))". Юрий даже сказал в шутку: "Боялся, что мне не отдадут машину". Мерседес - это вам не шевроле нива... Стоило только немного придавить педальку, как это чудище с жутким ревом набирало скорость и за 3 секунды обгоняло фуру. Шнивоводы, читая это, сейчас прочувствовали... Как доехать из Краснодара до Альплагеря Безенги - трек Краснодар - Альплагерь Безенги.

Забрав в Нальчике пропуски, мы поехали непосредственно в альплагерь. И попали в него уже в темноте... Но даже в кромешной тьме впереди светились белоснежные ледники на склонах, вершины были различимы на фоне звездного неба и сердце наполнялось бесконечной дурацкой радостью:) Нас поселили в домики с двухэтажными кроватями и я сразу заняла верхнюю полку, с которой, кстати, все время боялась ночью грохнуться.
Пока наша компания ужинала, я вышла на улицу и уже без света фонариков воззрилась вперед, в темноту. Я видела тень от горы, ложащуюся на соседнюю гору, я видела, как луна блестит на заснеженных вершинах и отражается в ледовых стенах, я видела звезды, продирающиеся сквозь облака... Хотелось только одного: чтобы завтра была хорошая погода. Тогда я еще не знала, что смотрю всего лишь на четырехтысячники, предваряющие массив Мижирги и заслоняющие собой Дыхтау (5205м) - высочайшую вершину России после Эльбруса.
На утро в горах по традиции царило волшебство... Прям на нас из-за горной гряды глядела макушка горы Коштантау (5145м) - прям, как Эверест из-за зубцов Нупцзе. Коштантау считается одной из наиболее сложных к восхождению вершин. За спиной у нас, как гигантская пирамида над безенгийской стеной, вставал пик горы Гестола (4860).
Светлое безоблачное небо тонко намякивало, что пора идти. Куда идти мы точно не знали, а потому обратились к матерым обитателям лагеря, которые нам и рассказали, что если "налево пойдем" - посмотрим на Мижирги и Дыхтау, коли "направо пойдем" - перед нами откроется Безенгийская стена.
Мне обязательно нужна была Безенгийска стена. Это горный массив, длиной 13 километров, который вобрал в себя сразу 4 пятитысячника. Если кто не знает, у нас на Кавказе всего 8 пятитысячников. Так что масштабы массива и мое желание туда пробраться вполне очевидны... Из альплагеря и с соседней морены видны только две вершины: Гестола, про которую я уже говорила и Катын-тау (4974м). Так что, если не идти на ледник, то пятитысячников Безенгийской стены не увидишь...
Нас собралось пятеро: я, Леша, Влад, Настя и Андрей. Буквально сразу же нас встретил пограничник и проверил пропуск. С этим у нас было все в порядке (спасибо еще раз Антонине!), поэтому мы проследовали в карман между склоном и ледниковой мореной. Не дойдя до верха морены, Влад, Настя и Андрей повернули назад. Ну что же? Зато они поглазели на Джангитау главную (5085). Мы же с Лешей продолжили путь по морене и, дойдя до места, где ледник выполаживается пошли поперек него на центральную морену. Надо сказать, что было страшно. Ледник испещрен трещинами, уходящими на глубину в несколько десятков метров. Лед хрустит, скрипит и потрескивает. Поэтому мы шли очень аккуратно и постарались побыстрей перебраться на центральную морену.
Некоторые сравнивают Безенгийский ледник с большим братом - Кхумбу. Пожалуй, по структуре так и есть. Мы топали по хребтам морены, стараясь обходить трещины и воронки, в которые с шумом проваливалась вода, а Безенгийская стена приближалась. Нас предупредили, чтобы мы не ходили дальше "большого камня". Дойдя до него и пройдя чуть дальше, мы убедились в том, что совет был дельный - трещины во льду увеличивались и не сулили ничего хорошего. Пришлось остановиться. Слева, помимо Джангитау, появился еще и Джангитау Восточная (5033м).
Я, полная счастья, глядела на стену. Она велика и кажется неприступной. Мне сложно представить что кто-то может на нее взобраться. Это невозможно! И все же. Не один десяток альпинистов побывал на этих вершинах. Они - счастливые люди, они видели мир оттуда... А тем, кто не вернулся - памятник высотой в 5 километров...Оторвать взгляд от этого массива сложно, поэтому мы с Зайцем БэЗэ усаживаемся на камень и глядим...
Увидев, что над вершинами стали образовываться легкие облачка, наш тандем поспешил в обратный путь - потому что тучи в горах могут набежать стремительно, лягут и дороги обратной не найдешь, даром, что трек записывали. Обратно до лагеря добежали очень быстро - нас там так рано не ждали:) Пока мы шлялись, оставшаяся в лагере команда насобирала грибов, нажарила картошки и шашлыка и уже встречала нас, как героев:) Я рада, что поехали именно эти люди: веселые и без понтонарезания:)
А вечером к нам пришел знакомиться один из инструкторов и спасателей - Адельбий Акхубеков. Уже теперь, почитав про него в интернете, я знаю, что это спасатель первого класса, которому удалось уберечь множество жизней в труднейших условиях, на больших высотах. Там и ходить-то невозможно, а уж людей вытаскивать... Ну а вчера вечером он с удовольствием отдыхал с нами, рассказывал истории из жизни безенгийского альплагеря в котором он живет на протяжении многих лет. Нет, он не поведал нам ужасов. Он говорил про местные приметы, о том, как туры бьются на краю скалы, об оптических явлениях на высоте 5 тысяч метров и даже про шаманов, которым некоторые высокие чины верят и заставляют спасателей лезть туда, куда указал этот самый шаман... А потом он сказал то, что я ощущаю на протяжении многих лет: "Мне в лесу тесно, мне нужно видеть скалы и вершины в снегу, я без них не могу".
К вечеру горы стало затягивать тучами и я уже было отчаялась увидеть Безенгийский закат. Но Адельбий, глядя на мое горе, изрек: "Подожди, каждый вечер у нас появляется окно, в которое видно горы..." И он не обманул. Как раз к закату, в плотных тучах появилось окно, а в нем мне демонстрировали последние лучи заходящего солнца на вершине горы Уллуауз.
На следующее утро старт домой был назначен на 10 часов утра - дорога не близкая. Поэтому я настроила будильник на 5 - хотела успеть пробежаться в сторону Мижирги-массива, но гроза, разразившаяся ночью, поставила точку в этом вояже.
Сонные и довольные мы собирали вещи. Вершины присыпало свежим снежком - скоро в Безенги начнется зима, хотя, говорят, в этом году и лета не было. Это был пробный выезд и он удался на все 100%. Туда надо вернуться. Необходимо просто! И снова забывать про время и телефон, сидя на каменной морене и глядя на ледово-каменных гигантов.
Альбом прилагается.

Трек к Безенгийскому леднику прилагается. Хочу напомнить, что ледник - это не шутки и без адекватного понимания того, что такое ледник, трещины, воронки, камнепады и опыта хождения по нему - лучше туда самостоятельно не лезть!
Почитать  о других примечательных местах Кабардино-Балкарии вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".