суббота, 27 апреля 2013 г.

Франция + Бельгия. День четвертый. Беврон-ан-Ож - Кан - Канкаль - Мон-Сен-Мишель

Аббатство св. Стефана
На следующее утро стартовать надо было как можно раньше, потому что успеть мы планировали во много разрозненных мест. Первым из коих значился Беврон-ан-Ож - якобы, самая колоритная деревенька в Нормандии по мнению многочисленных туристов. Посмотреть на Беврон, а уж тем более там позавтракать нам помешала погода: густой туман и промозглая сырость превратили яркую деревню в поселок-призрак. Ни единой души на улице, холодина и непроглядность... Ну и ладно, не очень-то и хотелось, а фахверковых домов мы и так уже вдосталь насмотрелись.
Вид на город со стен Канского замка
Дальше по списку шел город Кан. Соблюдая традицию неформальных завтраков - вновь зашли на ярмарочный рынок за клубникой, сыром, багетом и бутылкой грушевого сока:) А затем, пройдя мимо очередного готического собора, уселись завтракать под стенами Канского замка, основанного Вильгельмом Завоевателем в начале XI века. Вход в замок свободный, чем мы и воспользовались, поднявшись на стены и оглядевшись.
Устричный обед в г. Канкаль
Со стен открывалась панорама города и неподалеку виднелись башни аббатства святого Стефана, на которые мы наметили азимут и пошли еще немного побродить по замку. Интересен был глубокий ров, опоясывающий старую часть замка, мы так и не поняли - заполнялся ли он водой (но ее попросту негде взять) или просто являл собой некое препятствие на пути к захвату.
Аббатство святого Стефана, как и Канский замок, было основано в начале XI века Вильгельмом завоевателем, а именно -  в 1059 году.  Здесь же находится и его могила, которая разорялась неоднократно на протяжении тысячелетия. На сегодняшний день бывшая монастырская церковь является приходской церковью со свободным доступом. Мы вошли внутрь и замерли, потому что попали на самую настоящую службу.

Остановившись на входе, я стала осматриваться, пахло ладаном, звучал настоящий орган и прихожане пели... Да так красиво, что я сначала подумала, что это музыка из колонок, как раньше. Но нет. Живые люди, обычные, с листочками в руках, стояли и пели. Вкупе с древним храмом, цветными витражами и органом - это завораживало. Мы на цыпочках подошли ближе - никто на нас внимания не обращал. Я даже присела на краешек ряда плетеных из лозы стульев, обнаружив впереди себя стульчик поменьше, оказалось, что это подножка - очень удобно. Фотографировать я не стала, сняла видео для того, чтобы передать звук. Может, что-нибудь потом сваяю... Навпечатлявшись вдоволь и понимая, что надо успеть еще в Канкаль, мы вышли из церкви. Но яркое ощущение от этой службы осталось надолго:) Не думала, что меня этим можно удивить.
Маленький городок Канкаль находится уже не в Нормандии, а в Бретани и посетить его нас сподвигли находящиеся там устричные фермы. Французы называют Канкаль Изумрудным берегом и они правы. История городка восходит к VI веку, а с XVI отсуда поставлялись устрицы к столу самих королей. Мы попали как раз в прилив, вода доходила до самого берега, устричные плантации были покрыты водой и мы видели только их темные полосы. Уподобиться королям тоже захотелось, то бишь отведать местных устриц, да и еще мы с Ильей заранее знали одну очень приятную фишку: если идти есть устриц не в ресторан, а прямо на набережную, можно существенно сэкономить, да и обстановка будет куда приятней, чем столики вдоль тротуара. Поэтому если вы задаетесь вопросом где поесть дешевых устриц во Франции - Канкаль вам в помощь)
Мон-Сен-Мишель
Устрицы бывают разных размеров от № 5 (самые маленькие) до № 00 (самые большие), в ресторанах Европы подают в основном № 3 (100 гр), а нам же, естественно надобно было побольше и поэтому на маленьком рынке, расположенном возле пляжа, Илья ткнул пальцем в устрицы под номером 0. Женщина-продавец споро открыла нам дюжину раковин и уложила на специальную тарелку с углублениями, положила туда разрезанный лимон и дала в руки нож, сказав по-французски, но так, что было понятно и по русски: "Ракушки - де ла мер (то бишь "моментально в море"), тарелку и нож - мне". И мы пошли обедать на парапет под теплым солнцем Канкаля. Свежие "только с моря достатые" устрицы оказались вкусными, поэтому мы с ними довольно быстро расправились и уехали из Канкаля, жалея, что не догадались взять вторую порцию:)
И наконец, самым главным местом посещения в этот день стало аббатство Мон-Сен-Мишель, расположенное на гранитном острове в бухте. Окруженное зыбучими песками, омываемое самыми высокими на побережье Франции приливами, аббатство видно еще издалека - оно невесомо поднимается из дымки. Во Франции находится много объектов из всемирного списка наследию ЮНЕСКО, и МСМ - один из них.
Его строительство велось с XI по XVI век, хотя городок на горе существовал с VIII века. Монастырь имеет свою историю, он неоднократно подвергался пожарам, осадам, обрушениям от времени, перестраивался и соединяет в себе несколько стилей строительства. Изначально гора являлась частью материка, затем море отвоевало себе сушу и в наше время Мон-Сен-Мишель представляет из себя остров. С берегом его соединяет дамба,  по которой можно, как ездить на авто, так и прогуливаться пешком. Читайте подробнее об истории аббатства Мон-Сен-Мишель в отдельной статье.
Вид с террасы аббатства МСМ
Мы решили пройтись, а заодно и пофотографировать МСМ с разных ракурсов. Царил отлив, как ни печально, но мы не увидели самого важного - острова, окруженного водой. Вечером непосредственно внутрь монастыря попасть не удалось, поэтому мы просто погуляли по узким улочкам и поужинали с видом на пески с отошедшей водой. А с утра повезло и нас впустили в аббатство. Внутри монастыря царит сумрак, холод и покой. На сегодняшний день в храме проводят службы, но основное величие было им утеряно несколько веков назад. С тех пор, как монахи покинули аббатство, оно даже являлось тюрьмой, где заключенных сажали в столь маленькие камеры, настолько маленькие, что они не могли ни лежать, ни стоять в полный рост.
традиция:)
В целом, Мон-Сен-Мишель производит глубочайшее впечатление. В голове с трудом укладывается то, как вообще возможно было это выстроить на скале, которая даже достаточной площадки не имеет. Монастырь, как будто врос в гранитное основание острова. В очередной раз поймала себя на мысли, что в детстве рассматривала картинки в энциклопедии, на которых был изображен МСМ и тогда для меня это казалось чем-то невероятным, космосом:) Кто знает, куда еще заведут меня дороги и какие книги при этом я буду вспоминать?
Осознав вдруг, что забыла осуществить свою прыгательную функцию, я завершила свое путешествие по Франции прыжком возле одной из самых важных для меня достопримечательностей.

1. Анонимный30.4.13

Твой отчёт о поездке превзошёл мои ожидания. Достоинством твоей поездки является полная свобода в перемещениях по стране, независимость от обязательных экскурсионных посещений музеев, которые навязывают организованным туристам. Ваш выбор достопримечательностей очень интересен, удивляет, как столько успели. Всё очень содержательно, увлекательно, репортажи, как всегда, классные! Мама

2. Ну ту меня совсем закомплиментила.

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.