четверг, 21 марта 2013 г.

Треккинг к базовому лагерю Эвереста. Заметки

Мне уже неоднократно задавали вопросы по моей Гималайской гульке. Для упрощения задачи, я решила написать небольшие заметки, которые, может быть, будут кому-то полезны.

1. Билеты, виза и документы на трек
2. Снаряжение
3. Жилье в КТМ
4. Портеры и гиды
5. Жилье и питание на треке
6. Набор высоты и акклиматизация
7. Погода

1. Билеты, виза и документы на трек

 

Долететь до Катманду из России прямым рейсом невозможно. Вариаций множество, но самые популярные направления: Катарами через Доху, Эмирэйтс через Дубай и Дели или Эйр Арабия через Шарджу. Тут уж каждый выбирает по себе – в зависимости от того, сколько хочет шарахаться по аэропортам и какая стоимость его устраивает. А вообще, скомпоновать маршрут можно по всякому – собрав мозаику из стыковок у разных авиакомпаний. Для удобства юзайте агрегатор, который может подсказать самую дешевую цену в любой день месяца.
Мой перелет состоял из трех частей: Краснодар-Москва обошелся где-то в 280$, Москва – Доха – Катманду (катары) в 990 $. Можно было и дешевле, но я не хотела заморачиваться на тему того «что если мой рейс до Дохи опоздает?». В этом случае, авиакомпания самостоятельно решала бы все мои проблемы. Чем раньше покупать билет, тем, соответственно, дешевле. Некоторые туристы покупают билеты за полгода до треккинга.

Виза Непала являет собой обыкновенную наклейку, которую за 40 $ и заполненную анкету вклеивают в аэропорте по прилету.
Лукла – это горный поселок в Гималаях, куда (для экономии треккингового времени) слетаются туристы из Катманду, оттуда стартуют 2 основных трека: к базовому лагерю Эвереста и перевалу Чо Ла, вкупе с озерами Гокио. Стоимость перелета в Луклу и обратно в октябре 2012 составляла около 280$. Можно купить билет самостоятельно – связавшись с авиакомпанией посредством телефона и электронной почты. Но, в основном, туристы поступают проще: заказываю билеты через агентство в Катманду, которое им и документы на трек, заодно, оформляет. Таких агентств там пруд пруди. Я воспользовалась услугами http://himalayatri.com/ под руководством Дэйви и осталась вполне довольна.
Обратный билет из Луклы в Катманду можно взять, как с фиксированной датой, так и с открытой. Преимущества есть в обоих вариантах. В первом – вам не нужно ничего подтверждать, просто приходите в назначенное время и летите. Во втором – необходимо подтвердить за день до вылета ваше намерение лететь, но и гульбанить по Гималаям можете сколько хотите. Многие туристы просто оставляют свои билетики у хозяев лоджей в Лукле, потом созваниваются, те сами идут в агентство и подтверждают, таким образом экономя туристам день на треке. Но, как показала практика (если нет каких-нибудь форс-мажоров с нелетной погодой), улететь можно в любой дань даже без подтверждения.
Из документов на трек к ЕВС необходим, так называемый, TIMS. Его можно оформить, как в Катманду, так и прям на треке, при входе в нац.парк Сагарматха – в поселке Монжо, там же продают билетики для входа в этот самый парк.

2. Снаряжение

 

Тут мнения расходятся. Я подбирала снарягу, исходя из своих предпочтений, информации о климате региона, а также рекомендаций бывалых. Принимать это как совет, может, и не надо. Просто расскажу, что брала и что пригодилось. 
В наличии имелось (ничего не взвешивала, потому что предполагалось часть отдать портеру):
1. Треккинговые кроссовки.
2. Треккинговые ботинки мне не пригодились, зря протаскала ни разу не надев. Но колченогим стоит взять, т.к. маршруты лежат по камням и ледникам местами.
3. Треккинговые штаны (тонкие), купленные за 13 $ в Катманду + еще одни, привезенные с родины – на всякий случай (не пригодились) - разве что, когда после душа в чистое переодеться хочется:)
4. Пуховая безрукавка, купленная в КТМ за 10 баксов.
5. Флиска – 2 штуки – одна для ходового дня, вторая для сна на высоте, где уже холодно.
6. Термобелье треккинговое;
7. Термобелье спальное;
8. Носки – несколько комплектов треккинговых и одни теплые для сна.
9. Куртка виндстоп – тоже ни разу не пригодилась, но мне повезло с погодой. И отказываться от куртки я все же не рекомендую.  
10. Шапочка, перчатки, очки, крем от загара – вещи нужные, а чем выше – тем нужнее.
11. Навигатор - вещь не обязательная, но крайне занимательная. Интересно ведь какая высота сейчас под ногами, во сколько рассвет будет - чтобы поглазеть и пр.
12. Спальник.
Тут ситуация следующая:
 - некоторые туристы берут маленький легкий спальник, с t комфорта 0, и, при необходимости, укрываются в лоджах одеялами;
 - другие берут 2 маленьких спальника, в одном спят на малых высотах, где тепло, а второй – для утепления там, где уже холодно;
 - такие, как я, берут полноценный теплый спальник, с t комфорта до -15, за счет чего изначально холода не страшны и можно сэкономить на теплой одежде для сна.
13. Всякая мелочь: мыльно-рыльные принадлежности, фотоаппарат с батарейками, фонарик (пригодился, ибо лоджи по ночам не освещены местами), аптечка, немного шоколада.

Ни палатка, ни коврик мне не понадобились и я их не брала. Говорят, что в пиковый сезон может не быть мест в лоджах и люди поэтому несут с собой палатку – «на всякий случай», но, разобравшись, я поняла, что без крыши над головой я не останусь в любом случае – хоть где-нибудь, да переночевать можно. Например, в столовой с портерами. Плюс у лоджей всегда есть палатки на всякий случай.
Конечно, весь этот список составлен исходя из того, что питалась и спала я централизованно – в домиках. При условии полностью автономного трека, список снаряги увеличивается, туда дописываются палатка, продукты, посуда, горелка и прочие прелести.

3. Катманду

 

Катманду – очень своеобразный город, к нему надо быть готовым:) Беднота, пыль, иной взгляд на мир...
Курс доллара к рупии колеблется день ото дня. В октябре 2012 – это было примерно 83 рупии за доллар. Из моих рекомендаций – если есть желание пошататься по достопримечательностям – надо купить карту города, где будет укрупненно видно Тамель (центр) и прилегающие территории (типа Бхактапура и пр).
Все, гуляйте, сколько душе угодно. В Катманду было довольно безопасно. Я в гордом одиночестве с фотоаппаратом наперевес бродила по вечерним улицам столицы и хоть бы хны, но бдительность терять все же не стоит.
Жилье в столице Непала – на любой вкус и цвет от 20 $ за комнату, до нескольких сотен долларов за номер. Самое глубокое впечатление, конечно же на меня произвела Gokarna Forest Resort, находящаяся не в самой столице, а в пригороде, среди джунглей. Ее я готова порекомендовать.
Цены в кафе – очень демократичные от 4 $ за завтрак, до (аж!) 20 $ за полноценный ужин со стейком, мохито и мороженкой:)
Вход для осмотра достопримечательностей тоже не очень дорогой – от 1,5 до 10 $. Такси – 6 – 7 $ практически в любую точку города. Кстати, во всем надо торговаться! :)


4. Гиды и портеры на треке

 

Мой портер - Дан Кумар :)
Брать или не брать портера – это решение каждого отдельного человека. Я изначально собиралась все нести сама, чай, не впервой. Но жизнь вносит свои коррективы и за 2 месяца до вылета врач запретил мне поднимать больше, чем 2 кг в одну руку..
Вывод напрашивался сам собой: нужен портер, иначе вся моя поездка может накрыться медным тазом.
Нанять портера можно самостоятельно прямо в Лукле, сразу по прилету – их там тьма тьмущая и работать хотят все. Но у меня был упрощенный вариант: купив билеты в Луклу через агентство, я сразу договорилась и о портере. И уже только потом поняла, что поступила правильно. Потому что на выходе из аэропорта Луклы меня уже ждал конкретный человек, которому я вручила конвертик с указаниями из агентства и деньгами. А если учитывать, что прилетела я очень поздно – одним из последних рейсов, то это существенно сэкономило мое время. И не надо было ни с кем разбираться насчет стоимости услуг, маршрута и прочего.
И потом, идя по Гималаям со своим 40-литровым рюкзачком, я понимала, что вполне могла бы протащить и большой, но тогда не увидела бы и половины той красоты – меня бы занимали собственные сложности. Доказывать мне никому ничего не надо было, поэтому, я даже порадовалась, что обстоятельства сложились в пользу портера.
Средняя стоимость услуг портера в день – 10-12 $. Мне достался отличный чувак по имени Дан Кумар:) К сожалению, его контактов у меня не осталось. Понаблюдав за другими портерами, пришла к выводу, что они там все достаточно нормальные в плане физ.подготовки, общения и желания помочь.
Мой портер старался обо мне заботиться, всегда спрашивал, как я себя чувствую, не замерзла ли я, не голодна ли, рассказывал про местную фауну, объяснял, что за горы я наблюдаю на горизонте и даже выучил фразу, однажды брошенную мной русскому чуваку на треке: «пошли-пошли»:)

5. Жилье и питание на треке

 

Цены на жилье в Гималаях крайне демократичны, равно, как и само жилье:) За 3-4 $ селят в маленькую комнатку с кроватью. На кровати подушка и одеяло, под потолком тусклая лампочка. Для того, чтобы поспать – вполне себе нормально, в любом случае, лучше, чем в палатке. Отопление в комнатках, само собой, не предусмотрено.
В комнатах розеток нет, но зарядить батарейки можно за отдельную плату (порядка 4 $) в общей столовой. Розетки там такие же, как у нас, поэтому переходники никакие не нужны. Душ тоже предоставляется за отдельную плату и чем выше, тем скромнее выглядит душ, вплоть до ведра горячей воды… В этом, конечно, для меня заключалось основное неудобство на протяжении всего трека. Я люблю плескаться. Дома, на Кавказе, у меня есть возможность залезть в любую близлежащую реку с целью помыться, в Гималаях же это проблемно…  
Питаются туристы обычно там же, где и поселились – лодж от лоджа ничем не отличается, меню и расценки одинаковые, но чем выше высота – тем выше и цены:) К примеру, кружка чая внизу стоит 50 рупий (0,6 $), а наверху уже 100 рупий. В целом, обед или ужин выходили от 5 $ внизу, до 10 $ наверху. При этом, на порции там не скупятся… Я еле-еле справлялась, хотя, как многим известно, отличаюсь отменным аппетитом:) Рацион (и на больших высотах в том числе) – достаточно разнообразен, особым извращенцам можно даже раздобыть чипсов и пива на высоте более 5 тысяч:)
Отдельной статьей затрат стояла бутилированная вода. Потому что пить местную из ручьев не рекомендуется – были случаи заражения. Каждый в этом случает решает сам для себя: хочется пить из бутылки - пей. Я пила. Но воды особо много не надо было – пить приятней чай, а вот зубы почистить – это да. В среднем (внизу), бутылка воды стоила 1 $, но с набором высоты, стоимость увеличивалась в 2-3 раза.


6. Набор высоты и акклиматизация

 

Рекомендуется не набирать более 800 м высоты в день. И это правильно. А еще рекомендуется делать периодические акклиматизационные дневки -  на высотах 3,5 и 4,5. И это тоже правильно.
В моем случае я не делала акклиматизационную дневку на высоте 4,4, потому что чувствовала себя отлично (о спасибо, Кавказ:)), да и времени у меня на нее не было. Но и с быстрым набором излишней высоты я не хулиганила.
Мой маршрут выглядел следующим образом:
1 день – Лукла (2800) –Факдинг (2600) = -200м
2 день Факдинг (2600) – Намче Базар (3440) = +880 м
3 день – акклиматизация в Намче
4 день Намче базар (3440) – Тенгбоче (3950) = + 510 м
5 день Тенгбоче (3950) – Дингбоче (4400) = +450 м 
6 день Дингбоче (4400) – Лобуче (4900) = +500 м
7 день Лобуче (4900) – Горак Шеп (5180) – Баз.лаг.Эвереста (5300) = +400 м и спуск обратно в ГШ
8 день Горак Шеп (5180) – Кала Паттар (5600) – Фериче (4300)
9 день Фериче (4300) – Намче Базар (3440)
10 день – дневка в Намче
11 день – Намче Базар (3440) – Лукла (2800)
Симптомы горной болезни у меня появились только на 5 тысячах, но таблетка цитрамона их развеяла. После чего (забыв про цитрамон и поднявшись в ЕВС) меня снова прибило немного, что проявилось в виде головной боли и притупленного сознания, но следующая таблетка цитрамона вновь исправила положение. А на следующий день все симптомы вообщее куда-то делись, видимо, акклиматизировалась.
Но тут уж для каждого человека строго индивидуально. Многих очень сильно трепала горняшка – я лично видела. При таких приступах рекомендуется сразу же сбрасывать высоту, во избежание летального исхода, которые тоже, кстати, случаются в Гималаях.

7. Погода на треке

 

Погода на треке может быть непредсказуемой. Но существуют все равно некие среднестатистические данные. В моем случае на низких высотах это было около +20 днем и около 0 ночью. На большой высоте днем +10, ночью -10, а может, и больше. Это по ощущениям.
Может быть, мне повезло, а может быть, не зря октябрь считается лучшим временем для треккинга – за все время небо хмурилось только 1 раз в Тенгбоче, но на утро я не увидела ни единой тучки – и так было каждый день:) Традиционные облака сбегались где-то к обеду, а к 17 часам вечера небо снова становилось чистейшим и звездатейшим.

Читайте также:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.

Смайлик улыбка Смайлик плачущий Смайлик никак Смайлик показывает язык Смайлик смех Смайлик стеснительный Смайлик подмигивает Смайлик кукиш Смайлик не согласен Смайлик ух-ты Смайлик зевает Смайлик боится
:) :(( :( :P :D :$ ;) :G :X :o :O :S