понедельник, 20 августа 2012 г.

Автопробег "Роза ветров". Республика Северная Осетия-Алания

Побывав на зимнем джип-фестивале в Северной Осетии, я влюбилась в эту республику сразу же и навсегда. Древняя культура, вплетенная в современную жизнь, огромные горы, которых не увидишь у нас здесь, особый местный колорит — все это произвело крайне благостное впечатление - у меня появилась мечта побывать там еще и не единожды.
И вот, настал тот день и час, когда Владикавказский джип-клуб объявил об автопробеге. Из Краснодара туда собрались весьма традиционные для этого мероприятий экипажи, среди коих и джипер Юрий, известный, как Юра-Гелик. Огромное ему спасибо, что он взял меня к себе в экипаж! :)
День первый. Утром первого дня, когда я увидела, что порог, подъехавшего мерседеса-гелендвагена, находится на уровне моего бедра, а само пассажирское сидение — на уровне моего плеча, я подумала: «Хорошая будет физкультура». Так и оказалось. Тремя экипажами добрались до Владикавказа уже по темноте. Надо сказать, что этот город мне очень понравился: широкие ярко освещенные улицы, разноцветные гирлянды вдоль дорог, украшенные светящимися лентами дома. Новый год какой-то, а не город:) Но путь наш лежал в Попов хутор — для ночевки. Встретили нас осетинскими пирогами и песнями под гитару. Не знаю, кто этот певец, но пел он очень здорово!
День второй. На утро второго дня был назначен сбор. Расстраивала погода: низкие тучи загородили собой все горы и нам приходилось верить на слово, что вокруг очень красиво. Для начала путь колонны пролегал через Владикавказ. Как сказали организаторы: «чтобы рисануться» :)
Для понимания того, где мы находимся, что происходит и что все это значит, нам был выделен настоящий гид-экскурсовод, который сопровождал нас всю дорогу. Надо отметить, что экскурсовод нам достался самый, что ни наесть лучший. Он очень интересно рассказывал про историю республики, ее легенды и даже читал стихи. Все это он делал складно, без запинок, да еще с колоритным акцентом:) В общем, я получала истинное удовольствие.
Начинался дождь. Поэтому осмотр мемориального комплекса был несколько скомкан. Зато мы узнали историю присоединения Северной Осетии к России, послушали про героев Великой отечественной войны, знаменитых осетинцев, осмотрели памятники.
Далее наш путь пролегал по ущельям. В разрывах туч пред нами предстали Балтинское и Суаргомское ущелья, ограниченные с двух сторон так называемой Столовой горой и горой Араухох. Вершины гор, к сожалению, были затянуты плотной пеленой. Но занимательный рассказ экскурсовода про реку Терек — одну из длиннейших и бурных рек на Кавказе — скучать не давал.
Поднявшись на Суаргомский перевал, колонна тоскливо осознала, что посмотреть окружающие красоты не удастся: тучи, тучи, тучи. Вынырнув из облаков по ту сторону перевала, мы увидели место трагических событий 2002 года: Кармадонское ущелье. Тогда, внезапно сошедший ледник Колка, унес жизни более сотни человек. По сей день еще видны разрушения, нанесенные ледником, да и остатки ледника до сих пор не растаяли.
Раньше, мы могли бы добраться до места ночевки просто переехав мост в Кармадонском ущелье, теперь из-за разрушений, причиненных ледником, приходится возвращаться обратно на перевал и делать приличный крюк.
Дальнейший путь колонны пролегал по Геналдонскому и Гизельдонскому ущелью, с заездом к памятникам Великой отечественной войны и одной из самых почитаемых личностей в Осетии — Святому Уастырджи. Возле этих памятников находятся своеобразные «копилки», куда любой путник может кинуть монетку или более крупную купюру. Как нам объяснили, в определенный день копилка вскрывается и устраивается праздник. Чтобы испить из родника, находящегося у подножия памятника, необходимо наклониться — тем самым поклонившись.
Все с удовольствием выпили чистой горной воды и двинулись к следующему ущелью, носящему название Кобанское - оно известно тем, что в нем найдены хорошо сохранившиеся предметы культуры и быта бронзового века. Затем колонна поднялась на очередной перевал — Батайрак. Перевал был вновь пройден в плотной завесе. А когда группа спустилась, нас ждал сюрприз: осетинские пироги и колбаски, пожаренные очень интересным методом: в горящем спирту. Не столько были интересны колбаски, сколько сам процесс приготовления:)
Следующим местом остановки стала расселина в Куртатинском ущелье: Кадаргаванская теснина высотой с пятиэтажку и шириной в 2 метра, с ревущим где-то внизу потоком... Впечатляет. По соседству расположена зона отдыха, где к моему вящему расстройству содержат в клетках четырех мишек и леопарда. Места им явно мало. Слезы на глаза наворачивались. Это ведь пожизненная тюрьма для рожденных быть вольными.
Затем колонна проследовала к Дзивгисским крепостным укреплениям. Я уже видела крепость в январе и писала о ней, поэтому сразу же развернулась и потопала к расположенным по соседству усыпальницам. Дорогу мне перегородил огромны лохматый пес, с которым я успела подружиться полгода назад — местные были очень удивлены, когда я кинулась обнимать собаку, с воплями: «Аааа! Это ты, кривозубый!» - это их сильно позабавило:)
Заехав в котловину Фиагдона, мы сразу свернули влево — на перевал Какадур, что в переводе означает «Каменный перевал». Оттуда мы спустились в Даргавскую котловину к месту, в котором я мечтала побывать давно — городу мертвых в селении Даргавс. Но в этот день нам не суждено было попасть в город — мы торопились разбить лагерь до темна.
В лагере уже стояли большие шатры — столовая, а на кострах в огромных казанах что-то кипело и вкусно пахло. Пока хозяева и гости устаканились, я, снедаемая неуемной энергией, полезла вверх к маленькой группе усыпальниц, расположенных на склоне горы. Подобравшись к усыпальницам, я обнаружила еще и башенный комплекс на близлежащей скале.
Вечером, заслышав национальную музыку, краснодарская делегация поспешила на звук — поглазеть на танцы. Юрий-Гелик, не долго думая, сходил, доложил там кому нужно о представительнице Адыгеи на этом празднике Кавказских республик и краев. Мне тут же подобрали колоритного кавалера, выпихав на середину круга — не посрамить Адыгейскую танцевальную культуру:))) Вот где бы я еще такое исполняла? До сих пор смешно:)
День третий. Наутро развиднелось. Люди с восхищенным видом и фотоаппаратами на перевес бродили по лагерю и радовались синему небу. Организаторы быстро меняли планы, чтобы показать нам то, чего мы были лишены в прошлый день. Впереди высились ледники горы Джимарай-Хох. Ах! Это моя мечта, потому что там внизу находятся знаменитые Мидаграбинские водопады с Зейгаланом во главе. К сожалению наш маршрут не предусматривал посещение водопадов — для этого необходимы пропуски. Поэтому для меня находиться в 5 километрах от мечты и не увидеть ее было вдвойне печально...
Поскольку памятники культуры мы поглядели бы и при облачности, было принято решение быстро ехать вверх, пока небо застилали редкие облака. Мы успели посетить так называемый сад камней — морену, прорезанную древним ледником с россыпью валунов разного размера. Солнце еще светило и организаторы повели колонну наверх — к леднику Цата. Дорожка была непростая, колонна растянулась. Пять машин успели выехать на полянку и полюбоваться ледником. Наш экипаж, опоздал на 5 минут и приехал к плотной завесе из туч.
Срывавшийся дождь заставил колонну в спешном порядке разворачиваться, ибо по траве на косогорах с боковыми кренами очень опасно. И вот тут наступил час икс — мы поехали в город мертвых в Даргавсе. Город мертвых представляет собой комплекс надземных и подземных усыпальниц, где в свое время по традиции хоронили усопших. Своеобразное место, к которому необходимо относиться с почтением. Впечатление портят группы ошалелых туристов, которые скачут по усыпальницам, принимая разные позы «для пофотографироваться».
Неподалеку находится фамильная сторожевая башня. Подобные башни стоят по всей Осетии и предназначались для защиты от набегов, а так же для предупреждения жителей об опасности. Существуют и иные виды башен, к примеру, жилые. Строительство такой башни обходилось невероятно дорого — по словам экскурсовода, один камень стоил дороже барана. Поэтому позволить себе подобное сооружение могли лишь богатые семьи.
Осмотрев город мертвых, колонна вновь пересекла Какадурский перевал, направляясь в Фиагдон. Там нам показали памятник «Скорбящий конь», посвященный всем тем, кто не вернулся с войны. Идея памятника была основана на древней традиции: когда умирал джигит, у его коня отрезали ухо и трижды проносили над гробом — символ того, что конь уходит вместе с хозяином.
Завершающим этапом автопробега стал Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Посещая монастырь в январе мы практически не видели туристов. В этот раз народу было видимо не видимо. Поскольку я не была одета соответствующим для этого места образом, внутрь забираться я из уважения не стала.
Групповое фото на память, объятия, говорение друг другу спасибо. Организаторы были расстроены тем, что не удалось показать нам красот перевалов. И зря! Ведь Осетия — это не только сверкающие вершины — это история, это особый дух, это улыбки людей, которые выходили в селах на улицу и махали нам руками. Я влюбилась в эту республику еще сильнее и, надеюсь, эта любовь взаимная:) Спасибо Вам, тем, кто организовал это мероприятие! Я получила колоссальное удовольствие. Ну а то, что тучки немного похулиганили — так это повод для того, чтобы вернуться и пройти этот путь еще раз.

Почитать  о других примечательных местах Северной Осетии вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".