Оглавление:
Замираю у ног исполина:
Белоснежный, ветрами объятый,
Самый лучший на свете мужчина –
Эверест мой рассветно-закатный.
Его синее сердце, как милость,
Забираю в холодные пальцы…
Я, пожалуй, навеки влюбилась,
Записавшись в осенних скитальцев.
Обозначится в утренней дымке
Высота, что теперь будет сниться.
Для него я почти невидимка,
А вот мне от него не укрыться.
Только он, а вокруг лед и скалы,
Только я, а кругом Гималаи.
Я тебя очень долго искала
И нашла в мире гор небывалых.
Часть 1. Решение принято
Сидела я однажды вечером и
смотрела фильм про Анатолия Букреева «Непокоренная вершина». Этот фильм был последним в цепочке фильмов про горы, посмотренных за короткий промежуток
времени. Он и стал неожиданным движком. Я смотрела на Аннапурну – восьмитысячник
в Гималаях и думала: «Вот путешествуют же отчаянные. Наверное, и я когда-нибудь
так смогла бы. Потом…». Далекая страна, далекие горы, непонятный мир. Да,
когда-нибудь. Ну а сейчас по жизни есть какие проблемы решать: работа, квартира, хрень всякая, требующая затрат материальных и физических. Да и вообще
– мое близкое окружение никогда никуда не путешествовало (за границу в смысле),
я варилась в котле, в котором заграничные мысли мало кого посещали, а до дела
вообще руки не доходили. А уж Эверест – это для большинства объект изучения на
уроке географии в классе, эдак, шестом. Нечто эфемерное, бестелесное – кусок
информации, о которой мало кто помнит по прошествии лет. В общем, мысль о
Гималаях была сродни «вот вырасту и куплю себе самолет». А когда вырасту?
Заработаю ли я на самолет? На эти вопросы ответов нет и быть не должно – никому
оно не надо.
Часть 2. Перелёты-перелеты
Перелетов у меня получилась куча.
Краснодар-Москва, Москва – Доха – Катманду и Катманду – Лукла. О каждом по
отдельности.
В Москву я билеты брала с
запасом. Т.е., чтобы наверняка успеть на основной рейс, я взяла билет на
самолет, который прилетает на 18 часов раньше отправления самолета в Доху. Ибо
наши кубанойды могут задержать рейс, отложить, мало ли что – мечта сорваться
может.
В Москве меня встретил Илья –
товарищ, с которым мы познакомились через форум. Он летел на трек позже меня на
2 дня, соответственно, состыковать свои треки мы не могли, шли разными тропами.
Илья меня встретил, спать уложил, чаем вкусным с утра напоил и даже сопроводил
к аэроэкспрессу, чтобы я спокойно, без пробок добралась до Домодедово. Если бы
не Илья – не знаю, как бы я там куковала почти сутки в аэропорту! Но данный
персонаж еще не раз появится на сцене, жизнь вносит свои коррективы:)
Часть 3. Катманду, день первый
Аэропорт Катманду (международный,
прошу заметить!) встретил меня надписью по-аглицки: «Руслан – лучшая водка!». Я
подумала, что это знак и проследовала к стойкам получения визы. Прихожу со своей анкетой и не вполне уверенная, что
правильно заполнила ту или иную графу. Никто особо на мою анкету не смотрел –
взяли с меня фотографию, 40 $, вклеили в паспорт наклейку и отпустили с миром.
Багаж валялся кучей на полу в
каком-то зале – люди рылись в куче и выбирали, что по нраву. Я выбрала рыженький
нова-туровский рюкзак «Альфа» на 85 литров. Натаха едва успела купить этот
рюкзак, как я его уже отобрала для трека – это единственный рюкзак из имеющихся
в наличии, в который мой монстрический спальник ложится не торчком, занимая
сразу полрюкзака, а на бок. А рюкзачное пространство для меня было ой, как
важно!
В Тамеле – центральной части
Катманду для меня уже была забронирована гостиничка. А еще мне надо было
заехать в агентство и забрать билеты в Луклу, ибо покупка их он-лайн
невозможна. Можно связаться с авиакомпаниями через инет, долго общаться
по-английски, пытаясь купить билет, но проще – связаться с Катмандушным
агентством и заказать определенный набор услуг через них. Типа трансфера из
аэропорта, заселение на пару ночей перед треком и билеты. Очень удобно – голова
сразу по приезду ни о чем не болит.
Что сразу бросается в глаза в
Катманду: левостороннее движение, отсутствие ПДД, полный хаос и постоянное
бибиканье, обилие людей, пыли, здания все сплошь странной архитектуры и
прилеплены друг к другу. Сначала все это казалось забавным…
Часть 4. Катманду - день второй, третий и четвертый
3-го октября я должна была
вылететь на трек. Со мной должен был лететь англичанин по имени Энди. Мы оба
погрузились в такси и выбрались в местном аэропорту. Следуя интуиции, более или
менее разобрались что нам делать, ибо аэропорт местных авиалиний – это хаос,
бардак, разруха и прочее такое же.
Окунувшись туда впервые, я была
потрясена этой неразберихой. Благо, со мной был Энди, который и решал
основную
массу вопросов, а потом объяснял мне что к чему. На момент нашего туда
приезда,
вылеты в Луклу откладывались уже третий день – из-за непогоды и отчасти
из-за
того, что 28-го сентября там в очередной раз рухнул самолет и теперь все
перестраховывались.А если учитывать то, что Луклинский аэропорт
считается одним из самых аварийноопасных, то чего тут рассуждать?
Просидев до обеда, мы поняли, что
улететь не получится, поэтому поехали обратно в гостиницу, сдав билеты агенту –
в этом и заключалось удобство – самостоятельно билеты менять было не надо, все
делали за меня.
Поняв, что теперь у меня
обнаружилась куча свободного времени, я собралась и отправилась дышать жизнью вечернего
Катманду, прихватив с собой камеру. Я просто гуляла по улицам, снимала
трехколесные маршрутки, прикупила себе национальный наряд.
Стоило мне только замереть в
ступоре на перекрестке, решая, куда идти, как сразу же ко мне обращались
простые пешеходы-непальцы, с вопросом: «Кэн ай хельп ю?» Мягкий знак они там
добавляют везде и повсеместно, к этому потом привыкаешь:)
Часть 5. Катманду - Лукла - Факдинг
Илье с утра повезло и он улетел
на трек. У меня приключения только начинались. Вылет был назначен на 11 утра,
но мой агент сказал, что я могу улететь в 10 часов, посадил меня на личный авто
с водителем и срочно отправил в аэропорт.
Там я, обнаружив у себя в билете
надпись «чартерный рейс», долго не могла понять к какой же стойке регистрации
мне идти. Причем «идти» - это громко сказано. В аэропорте была тьма тьмущая народу,
он весь был завален сумками и рюкзаками, так что мне приходилось стоять на
одной ноге или продираться сквозь толпы, волоча за собой рюкзачеллу.
Затем мне опять позвонил агент,
сказал – посмотри направо. Там я узрела местного мужика, призывно машущего мне
рукой. Я потащилась к нему, он потащил меня куда-то ЗА стойки регистрации той
авиакомпании, которая мне даже в голову не приходила. Там опять начался хаос –
у меня отобрали мой багаж, чего-то на него налепили, потом из рук вытащили
паспорт и билеты, стали записывать меня на какую-то бумажечку, паспорт вернули,
билеты нет. Я молча подчинялась всем этим манипуляциям, а рядом стояли 2
итальянца (с правильной стороны от стойки регистрации) и изумленно созерцали
блат русской туристки:)
Часть 6. Факдинг - Монжо - Джорсале - Намче Базар
Встала я еще затемно и, как
только начало светать, отправилась в путь. Прохладный воздух бодрил, часто
встречались большие красивые водопады, на тропе не было практически никого, а
поселки только-только начинали просыпаться.
В Монжо у меня попросили мою треккинговую
книжечку, вклеили туда билет, что-то вписали, проштамповали и отпустили с
миром. Удивляло то, что, не смотря на мой ранний выход, на посту уже находились
люди.
Из Монжо я двинула в Джорсале,
где мирно дрых Илья – у него-то вчера было больше времени, чтобы дойти, куда
хочется. Он, помнится, был сильно удивлен, выйдя утром позавтракать и обнаружив
меня, пьющей чай в местной столовой:)
Дальше к Намче мы пошли уже
вдвоем. Мне было проще – меня частично разгрузил гид, Илье сложнее – он пёр на
себе все, что могло ему пригодиться на его треке, который был раза в 2 сложнее
моего.
Подъем к Намче базару начинается от
знаменитого моста Larja Bridge, который перекинут высоко над пропастью ущелья. Очень высоко.
По аналогичным мостам в Гималаях приходится хаживать довольно часто, но Ларжа
впечатляет масштабами.
И дальше
от моста начинается затяжной подъем вверх, верх и вверх. На высоту 3440. Где-то
с середины подъема открывается первый вид на Эверест. Многие треккеры,
оказывается, не знают, как выглядит Эверест и поэтому прут на самый верх, к
другой смотровой площадке. Я же с удовольствием остановилась и полюбовалась
через еловые ветки на свою мечту.
Медленно,
но верно преодолев подъем к Намче Базару, слева от себя вижу огромнейший
водопад, стекающий с верхушки соседней горы… Сфотографировать толково его так и
не получилось – он не влезал целиком в кадр и находился в тени, но смотреть на
него своими глазами было круто:)
Часть 7. Намче Базар - Тенгбоче
Ранним утром я отправилась в
следующую точку – поселок Тенгбоче (3900), где расположен знаменитый монастырь.
Небо хмурилось, что было, по сути, неплохо – мне было не жарко, а тропа к
Тенгбоче лежит по довольно открытым участкам. Траверсом от Намче дорога идет
пару километров, а потом резко падает обратно к реке, что-то на уровень 3200.
«Блин!» - подумалось мне, – «столько набирать высоту, чтобы ее опять сбросить,
а потом набрать, но еще больше!».
На начальном этапе под ноги
попадалось много треккеров, но моим главным преимуществом была пешеходная
скорость. Во сколько бы я не вышла – я всегда умудрялась обогнать на треке всех
и потом могла спокойно шествовать по Гималаям в одиночестве. Волшебное чувство:) Так же, я все время
вызывала всеобщее изумление. Потому что на вопрос «You are alone?», я все время с довольной
улыбкой отвечала: «Аlone». У людей округлялись глаза, потому что они не
понимали – как это можно ходить не группой, а «элон»? Из одиночных треккеров я
наблюдала исключительно мужчин, что наводило меня на мысль, что, в принципе, я
молодец.
Часть 8. Тенгбоче - Дингбоче
По утрам в Гималаях царит
волшебство… Всегда чистое и ясное небо (по крайней мере, у меня так было),
всегда каждая гора в обозримом пространстве открыта для обзора. Утром я
наконец-то поняла, где нахожусь – на макушке хребтика. С одной стороны внизу
виднелся Намче, прикрытый сверху какой-то горой, с двух других сторон
возвышались снежные хребты, сверкая в рассветных лучах, прямо по курсу высились
Нупцзе (7861) и Лхоцзе (8516), а справа, как и вчера, в небо упиралась Ама Даблам, только в этот раз
она сияла от солнца.
Я в спешном порядке облазила все
окрестные холмы, чтобы компенсировать вчерашнюю невозможность оглядеться и
выдвинулась дальше – в сторону поселка Дингбоче (4400). И опять предстояло
спуститься к реке и опять предстояло подняться еще выше.
Погода радовала, рододендроны
шумели над головой, треккеров я снова обогнала:)
Красота неописуемая – осень с ее умиранием еще не успела вторгнуться на
территорию гималайских лесов (разве что чуть-чуть), а потому октябрьская (!)
зелень контрастировала с синевой неба и весьма зачетно смотрелась на фоне
ледников:)
Часть 9. Дингбоче - Тукла - Лобуче
Обычно, треккеры проходят в
Дингбоче акклиматизацию. Все-таки, высота уже больше 4. На протяжении трека, я
видела, как плохо бывает людям. Многим плохо становится уже в Лукле, на высоте
2800 – это выходцы из низинных регионов без высотного опыта вообще. Кого-то
догоняет в Намче, кого-то на 4 тысячах. Как выяснилось, где-то половина
туристов не могут толком ни спать, ни есть.
Меня сия участь минула.
Во-первых, я живу на Кавказе и мне просто неприлично загибаться на 3,5 тысячах,
во-вторых, покушать я люблю и терять живительные для моего, и без того тощего
организма, калории было никак нельзя! Поэтому я себя вполне комфортно
чувствовала, ела, как слон, спала и днем и ночью, с сожалением глядя на жрущих
таблетки от горняшки забугорных товарищей.
Поэтому, проснувшись утром в
Дингбоче, я решила набрать еще полкилометра высоты и заночевать в Лобуче, но на
всякий случай хотела прислушаться к организму в Тукле, на высоте 4600 – мало ли
что?
Часть 10. Лобуче - Горак Шеп - Базовый лагерь Эвереста
Утром в Лобуче я обнаружила, что
бутиллированная вода, при помощи которой я чищу зубы (а тамошней водой это
делать не рекомендуется) замерзла, а зубная щетка покрылась льдом… О_о
Ну… Чего ж тут поделаешь? Когда
на улице ночью -10, а в комнатке, где я надышала, не многим теплее? Пришлось
оттаивать:)
Хорошо хоть коробку с линзами я додумалась запихать в карман спальника, вместе
с батарейками, чтобы они не так быстро разряжались:)
На небе вновь не было ни облачка,
и сквозь заиндевевшее окно я видела, как в сторону Горак Шепа потянулись
треккеры. Меня ждала та же участь, состояние было бодрое, морда была измазана
кремом от загара, в кармане лежала пачка цитрамона – на всякий случай.
Всякий случай наступил на подъеме
к Горак Шепу, когда я вновь пересекла отметку в 5000 метров. Я даже, было,
подумала, что это самовнушение… Но голова болела. Никаких других признаков
того, что я нахожусь на высоте, не наблюдалось. Съев цитрамон продолжаю
движение.
Справа расстилался Кхумбу и его
размеры завораживали, слева впереди
сверкала Пумо Ри, в здешнем регионе она переняла от Ама Даблам пальму
первенства по красоте, справа вставала стена Нупцзе и наконец-то становились
ясны ее реальные гигантские габариты… Впереди меня подстерегала дорожка через
поперечный ледник, заваленный сверху камнями. Удовольствие не из приятных, но
как выяснилось позже – это было только начало:)
Часть 11. Кала Паттар - Фериче
Утром я сжимала в кулаке 2 таблетки цитрамона и еще одну ринзу. Кружка черного чая и вперед – на Кала Паттар. Я решила попробовать взобраться на эту вершину – если будет совсем плохо, всегда можно спуститься обратно – так рассудила я и еще в темноте выдвинулась наверх.
Рассвет постепенно заливал светом горы за моей спиной, но Пумо Ри оставалась в тени Эвереста, а из-за его «спины» вырывались лучи солнца. Восхождение, как ни странно, проходило спокойно. Голова болеть перестала, скорость нарастала – я боялась не успеть на вершину до восхода, поэтому топала в темпе вальса, даже не останавливаясь на «подышать».
К тому моменту свет тронул
вершину Пумо Ри и я ринулась вверх еще быстрее, но все-таки не успела. Мне
оставалось набрать метров 50, когда лицо согрело гималайское солнце:) Оно вставало за
Нупцзе, освещая Эверест с правого бока и мешая смотреть на мою мечту:) Я знала, что так
будет, поэтому хотела попасть на закат. Но жизнь все расставляет по своим
местам.
Часть 12. Фериче - Тенгбоче - Намче Базар
В Фериче утром случилось
интересное – у меня носом хлынула кровь. Я, конечно, офигела и выглядела потом
довольно заманчиво: с двумя салфетками в носу, с рюкзаком за спиной я весело
топала по тропинке обратно домой:)
Сосуды что ль какие полопались?
У меня вновь был задуман двойной
переход – до Тенгбоче и потом сразу сброс в Намче. По привычке натянув на себя
теплые шмотки, выйдя из Фериче, поняла, что погорячилась. Ледники, снег и
всякие холода остались позади, на полкилометра выше. Впереди меня ждало
солнышко и привычные уже пейзажи. Но настроение было грустное. Хозяин лоджа в
Намче встретил меня с распростертыми объятиями – каким-то макаром он меня с
прошлого раза запомнил:)
Поскольку я сделала сразу два
двухдневных перехода, у меня сэкономилось время на полноценную дневку в Намче
Базаре. Мне хотелось просто расслабона. Чтобы абсолютно спокойно полазить
где-нибудь, поваляться в кушерях, помедитировать на горы:) Поэтому утром, прихватив
штурмовой рюкзак я полезла по направлению Гокио-трека – в противоположную
сторону от моего трека.
Часть 13. Намче Базар - Факдинг - Лукла - Катманду
Но вылет из Луклы у меня был
назначен на 8:30 следующего дня, а, значит, каким-то образом мне надо было рано
утром туда добежать часам к 7, чтобы зарегистрироваться на рейс. И местные
мне говорили, что это невозможно, даже если я выйду в 5:30 по темноте. Но что
значит – невозможно? Это мне предстояло проверить.
Утром в 5:30 я никак не могла
отыскать своего гида. То ли он проспал, то ли фиг его знает, времени у меня уже
не было, поэтому я состегнула оба рюкзака и ринулась в Луклу. На наклонных
участках я сбегала вниз, на подъемах – быстро топала наверх. Через какое-то
время меня догнал запыхавшийся гид, который дико извинялся. Но я не стала
разбираться, отдала ему один рюкзак и побежала дальше. Через 1 час 10 минут мы
уже стояли в Лукле, на что гид сказал, что мы побили все рекорды, ибо обычное
время дохода – 3 часа. Не смотря на скорость пробегания по маршруту, я успела
посмотреть много интересного, чего была лишена в первый день из-за облачности –
уже на плече Лукла – Факдинг отчетливо видны снежные пики. Но отчетливо видны
они только утром, когда небо ясное.
Катманду. Гокарна. После трека
Отвисать
и приводить себя в чувство после трека хотелось не в шумно-пыльном
Катманду, а где-нибудь в приличном месте. После непродолжительных
копаний в интернете, а так же предварительно (еще в России) изученных
рекомендаций на форуме, было принято решение ехать в Gokarna Forest
Resort.
Хочу отметить, что решение было верное. Хороший
сервис, приятная обстановка, отличные номера, бассейн, два ресторана, поле для
гольфа, кролики прыгают по траве… А я с большим удовольствием ходила по этой
траве босиком, когда вечером мы пошли ужинать в беседку и на ресторанной
полянке уже никого не было. Забавно было, что перед Ильей, споткнувшимся в
коридоре об коврик, кинулось извиняться сразу три администратора. В бассейне
мне не удалось поплавать – как-то я не предполагала, что в Гималаях мне
понадобится купальник. Зато более прошаренный Илья, который еще и в Дубай на 1
день хотел успеть, извлек плавки, показал мне язык и наплавался в свое
удовольствие.
Everest track
Итак, рассказ про трек завершен, но остались еще некоторые технические
моменты, а еще я, пожалуй, напишу немного позже заметки. Когда я
готовилась к треку всякие мелочи мне были очень полезны - про снарягу,
про питание, про деньги и разное. Может, кому-нибудь они тоже
пригодятся:)
Ну а на данном этапе наконец-то дошли руки до гармина и визуального
восприятия проделанного пути с высоты:) Длина трека вышла 127 с
копейками километров, максимальная высота подъема - 5602 метра:) В
наличии имеется залитый трек. А так же 2 вот такие картинки:)
В мемориз:)
Как же так меня надрало в одиночестве шататься по Гималаям, не имея
заграничного опыта? Как вообще мне пришло в голову туда ехать, если
никогда это не было моей задачей или мечтой? Но "горы имеют власть",
огромную власть, которую я до сих пор не могу ни понять, ни описать.
Каждый раз, находясь в горах, я тщетно пытаюсь понять: что же это? Что
меня сюда тянет, что впечатляет или вдохновляет? Почему моего умишка не
хватает на осознание этого процесса? Я гляжу на горы, стараясь хоть
как-то постичь свои же собственные ощущения и выходит, что я бессильна
перед самой собой. Ничто не приводит меня в такой восторг, ничто не
вызывает такого чувства дурацкой (в хорошем смысле) радости так, как это
делают горы...
Треккинг к базовому лагерю Эвереста. Заметки
Мне уже неоднократно задавали вопросы по моей Гималайской гульке. Для упрощения задачи, я решила написать небольшие заметки, которые, может быть, будут кому-то полезны.
1. Билеты, виза и документы на трек
2. Снаряга
3. Жилье в КТМ
4. Портеры и гиды
5. Жилье и питание на треке
6. Набор высоты и акклиматизация
7. Погода
1. Билеты, виза и документы на трек
Долететь до Катманду из России прямым рейсом невозможно. Вариаций
множество, но самые популярные направления: Катарами через Доху и
Эмирэйтс через Дубай и Дели. Тут уж каждый выбирает по себе – в
зависимости от того, сколько хочет шарахаться по аэропортам и какая
стоимость его устраивает. А вообще, скомпоновать маршрут можно по
всякому – собрав мозаику из стыковок у разных авиакомпаний.
Мой перелет состоял из трех частей: Краснодар-Москва обошелся где-то в 280$, Москва – Доха – Катманду (катары) в 990 $. Можно было и дешевле, но я не хотела заморачиваться на тему того «что если мой рейс до Дохи опоздает?». В этом случае, авиакомпания самостоятельно решала бы все мои проблемы. Чем раньше покупать билет, тем, соответственно, дешевле. Некоторые туристы покупают билеты за полгода до треккинга.
Мой перелет состоял из трех частей: Краснодар-Москва обошелся где-то в 280$, Москва – Доха – Катманду (катары) в 990 $. Можно было и дешевле, но я не хотела заморачиваться на тему того «что если мой рейс до Дохи опоздает?». В этом случае, авиакомпания самостоятельно решала бы все мои проблемы. Чем раньше покупать билет, тем, соответственно, дешевле. Некоторые туристы покупают билеты за полгода до треккинга.
Читайте также:
Трек "Три перевала" и базовый лагерь Эвереста | Трек вокруг Аннапурны |
Очень интересное путешествие, буду читать подробно!
ОтветитьУдалитьИ компоновка страницы завидная, надо позаимствовать эти фокусы не только с кликабельными заголовками, но и с начальными фрагментами сообщений и с командой "дальше" в конце каждого из них
Это делается очень легко, могу рассказать о простоте процесса:)
УдалитьАффигеть! Уважаю!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Это очень и очень приятно слышать от Вас :)
УдалитьЗдорово путешествовать)). Я домоседка - хоть почитаю)). За дизайн отдельный гуд))).
ОтветитьУдалитьСпасибо:))
Удалить