четверг, 10 ноября 2016 г.

Гималаи: трек "Три перевала". Перевал Чо Ла Пасс - Дзонгла - Лобуче

Проснувшись в 3 утра и вооружившись фонариками, мы отправились в сторону самого противного (по версии интернет-докладчиков) перевала Чо Ла. В конечном итоге оказалось, что Чо Ла не противнее Ренджо, а то и уступает последнему пальму первенства. Но обо всем по порядку.
Ночью совершенно не видно, куда идешь, если не учитывать пространства, освещенного фонариками. Идешь себе и идешь, пыхтишь, как паровоз, вроде, не тяжело, но и легким это дело не назвать. Дипак назначил нашего биг босса (то бишь Илью) замыкающим и тот вынужден был плестись в хвосте колонны.
Чтобы подняться на перевал Чо Ла, надо, оказывается, спуститься. Перед самим финальным подъемом стоит довольно высокий пупырь (5100м) и, взобравшись на него, мы вдруг увидели, что нам предстоит очень прилично сбросить высоту... Это печалило. Зато за спиной и по сторонам солнце начинало подсвечивать вершины,превращая картинку в разрезанное полотно: снизу почти черное от теней, сверху бледно-голубое и белое от света.

Финальный подъем представляет собой сыпуху и хаотичное нагромождение камней разного размера: от самых маленьких, до гигантских глыб. Именно поэтому стоит встать максимально рано и отправиться в путь, пока солнце не перевалило через хребет. В это время мороз еще сковывает льдом тропинки, держит камни и даже с прилегающих скальных стен ничего вниз не падает. Вчерашние же следы падений, скольжений и прочих неприятностей, произошедших с треккерами, отчетливо виднелись там, где на склоне была грязь - она застыла именно так, как по ней ехали на попе (?) люди, спускавшиеся или поднимавшиеся до нас по солнцу.

Перевал Чо Ла оказался легче и проще давешнего Ренджо. Во-первых, потому что набор высоты всего 650 метров (без учета сброса с пупыря), во-вторых, потому что мы уже как-никак акклиматизировались, пройдя высоту 5300м два дня назад, в-третьих, у страха оказались велики глаза: мы так боялись Чо Ла, что даже не заметили подъема. Влезли быстренько и всё.

Наверху мы оказались первыми треккерами в этот день, поэтому весь перевал оказался в нашем распоряжении. Мы с удовольствием снимали окрестности, залитые светом, фотографировались сами и с удивлением отмечали, что подъем занял всего 3,5 часа.

Спуск с перевала оказался непростым. Говорят, что те, кто ходит этот трек в обратном направлении, реально страдают при подъеме на Чо Ла с востока. Мы же страдали даже спускаясь. Первый скальный порог оказался настолько крутым, что пришлось лезть по нему на 5-ти точках, упираясь всем телом и норовя грохнуться вниз с приличной высоты. Но аккуратно-аккуратно вся наша банда оказалась внизу.

Дальше следовали снежные поля и большие куски ледника, обросшего сосульками. А потом долгий заунывный и ноголомательный сброс высоты по камням. Тропинка угадывалась только по турикам и ее поиски осложнялись внезапно севшим облаком. Под ногами стала открываться речная долина и в самом ее конце просматривалось подножие уже родной мне Ама Даблам.

Перевал Чо Ла

Облако, накрывшее долину, поднималось и взгляду открылась макушка горы Аракам Тсе (Arakam Tse, 6423м), а Ама Даблам показалась почти на 2/3. Тропинка извивалась и вела нас в поселок Дзонгла, где мы очень хотели покушать и перевести дух.

Вообще, чисто теоретически, мы могли заночевать в Дзонгле, но это не имело смысла, т.к. на следующий день надо было прибыть уже в Горак Шеп - к подножию Эвереста, поэтому идти этот бесполезный кусок дороги завтра совершенно не хотелось, ибо на вторую половину дня были свои планы. Посовещавшись, мы решили все-таки дойти в этот день до Лобуче, благо, дорога обещала быть довольно пологой и позволяла сделать небольшую срезку, без захода на основной трек, по которому все топают к Эвересту.

Ступив на тропу, мы обнаружили, что Ама Даблам освободилась от черной короны и просто завернулась в белые облака, не застящие вершину. Внизу, на высот 4590, виднелось зеленовато-белесое озеро Чола, видимо, в честь перевала названное, или наоборот:) Панорамы во все стороны открывались сногсшибательные и я никак не могла налюбоваться на Аму, красивая она, зараза. Как написал в детстве мой брат, впечатлившись фотографиями из моей поездки 4-летней давности: "Гора Ама Даблам! Всё остальное - просто хлам!". Может, и не хлам, но эта вершина очень красива, спору нет.

Этот дополнительный кусок дороги оказался не так легок, как показалось изначально. Подъем на перевал, потом спуск с него, затем поход по долине вымотали команду и каждый уже мечтал поскорее дойди до ночевки, а до Лобуче было еще далеко.
Выйдя из-за поворота в нужную нам долину, я увидела, наконец-то, дорогу из Туклы, мемориал погибшим альпинистам, топинку, называемую Эверест-треком, Нупцзе, закрывающую Эверест и симпатишную Пумо Ри, которая выглядит именно так, как должна выглядеть гора по мнению детей, рисующих в альбомах, т.е. конусовидно.

Мы так умотались, что мне уже даже лень было поднимать свой килограммовый фотоаппарат для съемки, и так у меня уже все это снято давно и лежит, если надо, можно воспользоваться теми снимками))
В Лобуче нас встретил оригинальный лодж, в котором под потолком висели разнообразные футболки с подписями тех, кто их с собой принес: из разных стран, на разных языках. Анатолич говорил, что уже такое видел, но мне это попалось на глаза впервые. Вечером мы всей компанией разглядывали потолок, читали информацию и веселились. Хорошо придумано:)

1. Уже перевариваться начинает всё. Самое сумашедшее, что поймал себя на мысли вернуться, неумело перекрестился и пошел дальше работать ...

2. Спасибо за подробное описание перевала! Собираемся туда в январе!

3. Красота-то какая, лепота!! Но в моих глазах - вы герои!))

1. Мы-то сами себя таковыми не считаем) Иной раз послушаешь, какие экспедиции люди организовывают, куда поднимаются и ныряют - и челюсть отпадает)

4. Невозможно глаза отвести от такой красоты))). Как же я хочу в Непал, но муж мой точно туда не полетит...

1. В первый раз я в Непал летала одна и по горам тоже одна ходила) Так что можно и без мужа)

2. Я считаю неправильным отдыхать без мужа. Да и совесть мне не позволит оставить моих мужчин дома и улететь одной отдыхать.

3. А им, значит, совесть позволяет лишать жену и маму удовольствий, которых она хочет) нечестно!)))

5. Уважение Илье: несёт рюкзаки и спереди, и сзади. И при этом ещё нормально дышит.

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.