понедельник, 8 августа 2016 г.

Никола-Ленивец - что посмотреть? Южная часть

О ландшафтном парке Никола-Ленивец, считающимся одним из крупнейших в Европе, я слышала уже давно и никак не могла толком представить: что же это такое? Внезапно осознав, что за всё лето мы никуда не ездили с палаткой, наше семейство решило избрать национальный парк Угра своим местом ночевки на выходных. 
Именно на берегу реки Угра раскинулась деревня, а теперь уже и парк "Никола-Ленивец". Изначально, в 80-х годах прошлого века у архитектора Василия Щетинина возникла идея создания артели  "вольных художников", то бишь устроения в этих краях свободного поселения, дабы творить, экспериментировать и делать то, к чему душа лежит. Не все сразу складывалось гладко: потребовалось много лет труда и вдохновения, чтобы из идеи появилось нечто материальное. Первые объекты были недолговечны: таяли, сгорали на масленицу, разрушались, т.к. возводились из натуральных материалов, стояли под дождем, снегом, да и не задумывались, как строения на века. Самым первым объектом парка Никола-Ленивец, который прожил уже более десятилетия стал Маяк на реке Угра. О нем я расскажу ниже, т.к. хочу по порядку:)  

Развивается и прирастает объектами Никола-Ленивец за счет ежегодного фестиваля "Архстояние", названного так по аналогии с историческим событием - "бескоровным стоянием" на реке Угра в 1480 году. Архстояние имеет задачу построения арт-объектов, вписанных в ландшафт, чтобы человек, идя по лесу, вдруг обнаружил такую конструкцию, но она не резала глаз, а, словно, дополняла пространство и несла в себе некоторый смысл - для каждого свой.
Мы смутно себе представляли, как это выглядит в окончательном варианте, поэтому решили ехать на авось - мол, там и разберемся - мы так часто делаем. Из предварительной подготовки была только распечатка карты на листе формата А3 - это оказалось очень к месту, т.к. без карты там делать нечего! То есть, есть чего, но крайне проблемно: половину объектов не найдете, даже несмотря на указатели, щедро разбросанные по территории.
Сегодняшний мой рассказ пойдет про южную часть Никола-Ленивца, ибо если я примусь описывать всё, то сама задолбаюсь и вас, уважаемые читатели, задолбаю. Южная часть - это то, что лежит между рекой Угрой и основной дорогой. Дорога как раз условно делит парк на 2 половины. Тем, кто не любит ходить пешком, в Никола-Ленивце может не понравиться: бОльшая часть объектов находится в лесу и полях, чтобы обойти их все, надо изрядно потрудиться. Лично мы устали, ибо именно в этот день немилосердно пекло солнце.
Первый объект, попавшийся на глаза стоит отдельно от всех, на отшибе и выглядит весьма космически: имя ему Бобур (Beaubourg). Наверное, для меня, это самый интересный объект во всем парке, поехать туда я хотела именно ради данной конструкции. У каждого свои ассоциации с Бобуром - мне он жутко напоминает инопланетянина, который на дудке играет в советском мультфильме "Контакт":))
По задумке автора конструкции - Бобур является интерпретацией старого квартала Парижа - Beaubourg, где находится знаменитый центр Помпиду, в котором внутренние коммуникации выведены на улицу. 
Бобур на фотографиях кажется объектом среднего размера, но когда идешь к нему по полю, а он вырастает из травы всё выше и выше, становится ясно: гигантский. Внутри имеется металлическая винтовая лестница-башня, по которой можно подняться на высоту 22 метра. Витиеватые трубы оплетены березовой лозой. С ума сойти, сколько потребовалось человеко-часов, чтобы такое навертеть!
Открытка:)
От Бобура дорога ведет дальше, к некой инсталляции, которая на нашей карте никак не была обозначена, но мы ее уже видели на ВДНХ зимой. И даже на сайте Никола-Ленивца я чего-то не отыскала информацию относительно конструкции. Ну и пусть! :) Там сейчас, на самом деле, много таких объектов - не подписанных, не обозначенных, но, тем не менее, интересных.


Припарковав машину возле объекта под названием "Борьба дятлов долгоносиками", мы тронулись в пеший поход по южной части парка.



"Вселенский разум", а точнее, башни его предваряющие видно прямо с дороги. Муж, узрев центральное сооружение, сказал: "Это твои мозги!", тем самым польстив мне, ибо они: 1. большие, 2. обозначены, как вселенские. Общий замысел конструкции следующий: витиеватая деревянная загогуля символизирует именно полушария мозга, колоннада из псевдо-космических кораблей призвана отсылать посетителей к обустройству древних храмов, но уже с современным уклоном. Т.е. это искусственный интеллект в видении автора.



Если не заморачиваться на все эти авторские задумки, а просто шарахаться по местности разглядывая и осматривая, то рождаются свои ассоциации, гораздо более веселые:) Но не учесть мнение автора относительно объекта как-то не вежливо.
Повернув от поляны с мозгами в сторону леса, мы вышли сначала к объекту "Дом над лесом" - вполне себе простым и понятным, а затем дошли до "Павильона шишек". Павильон представлял собой полые стены, внутрь которых насыпаны шишки. Издалека можно даже не заметить эту стену - настолько она странным образом вписывается в ландшафт. Внутри павильона, у которого нет крыши, очень вкусно пахнет сосновой смолой от этих самых шишек - сиди и нюхай. Здесь же естественным образом растут сосны. Говорят, автор этого проекта плохо разобрался с флорой Калужской области, от чего шишек недосчитался и пришлось их завозить с самого Алтая! Так что если вам хочется вдохнуть алтайские запахи - добро пожаловать:)





От павильона тропа плавно идет к композиции "Городище", где на ветках развешаны деревянные олени и кабаны, а доминантой выделяется своеобразный алтарь. На этой территории много веков назад и впрямь жили древние племена - это доказано археологами. Художественный замысел предполагает, что крупные объекты, грубо, но внятно обозначенные изображения животных перенесут путника во времена народностей, обитавших в этих краях задолго до нас. По сути, "Городище" представляет собой древнее капище с идолами.



Следующим в списке шел "Сарай" - вот так просто: Сарай. Когда мы подошли к нему, то сарай и увидели - серый невзрачный домик, сколоченный из широких досок. Волшебство таилось внутри: все стены объекта испещрены дырками разного диаметра, поэтому на входе я аж замерла. Солнечный свет проходил в дырочки, создавая непередаваемую картину. Я ходила по полу, озиралась и кулдыкала: "Как красиво-как красиво.", обозначив мужу, что если когда-нибудь мы будем жить в частном доме, у меня обязательно должен быть такой сарай)) Кстати, говорят, когда ночью внутри "сарая" горит свет, волшебство можно обнаружить уже снаружи.




Шествуя по лесу, мы внезапно выбрались на косогор, где сиротливо возвышалось "Николино ухо" - смысл которого вполне понятен и без особых витиеватых объяснений автора. Ухо повернуто в сторону излучины реки Угра и являет собой аналог человеческой ушной раковины. По задумке "Ухо" предназначено для того, чтобы слушать тишину. Кстати, тишину там вполне можно послушать, например, вечером, когда над Угрой плывет туман, а основная масса праздных зевак сваливает.


С Уха открывается прекрасный вид на реку и Маяк - тот самый, о котором я говорила в начале статьи. Маяк был построен без единого гвоздя, но на металлическом каркасе - так указано на сайте парка. Когда мы полезли внутрь, оказалось, что деревяхи стянуты металлическими болтами, а лестница обновлена. Удивительно, что конструкция до сих пор жива и на нее можно влезть!






Над Маяком возвышается настоящая церковь Троицы живоначальной, она восстанавливается, вроде как, силами поселенцев. А напротив церкви находится магазин-мастерская Никола-Ленивецких промыслов. Там местные умельцы и вырезают из дерева тех самых животных, насекомых, птиц.





Еще одно сооружение - это "Сарай сараев" - весьма скучный в плане выдумок объект. На его стенах нарисованы, словно выжженные солнцем, силуэты людей, огородного инвентаря, веревок с травами. Собственно, он отображает жизнь сарая в прошлом.
Замыкающим объектом южной части парка стал "Позолоченый телец", напоминающий двухпалубный корабль и животное мужескаго полу со всеми необходимыми причиндалами одновременно. Внутри тельца расположена голубятня, а мы-то поначалу удивлялись: откуда там столько гуликов?

По замыслу автора корабль и бык сливаются в едином порыве, символизируя с одной стороны Ноев ковчег, как спасение, а с другой стороны - финансовый оптимизм в лице быка с Уолл-Стрит, который в бронзе стоит на улице Нью-Йорка. О как... Поди догадайся.

Вечером, когда выпадает роса и дым от костров начинает стелиться по земле, бык-корабль погружается в розовый туман, а с косогора над рекой можно наблюдать за закатом и мерным течением воды. Многие объекты подсвечиваются, но мы до такой поздней темноты там не ходили, поэтому поверьте на слово.







Если информация была для вас интересной и полезной - поделитесь ею при помощи кнопок социальных сетей ниже :) =>

6 комментариев:

  1. Чего только не выдумают художники) Но радует, что все эти странные объекты действительно вписываются в окружающий пейзаж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, и ладно, когда просто смотришь на них и сам себе что-то думаешь, но когда почитаешь на табличках, какой она в себе смысл несет....

      Удалить
  2. Оксана,

    Ух ты, какое мессто!
    Глаза разбежались и я не знаю, что больше понравилось:артобъекты или природа вокруг?

    Бобур однозначно понравился и Сарай! Какая красивая задумка с дырочками. Красиво очень

    Спасибо, что и нас выгуляли :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нема за шо) Я вот думала: понравится ли мне самой, ну мало ли, вдруг это чуждо природе смотрится? Но нет, очень даже ничего)) И всем, смотрю, глянулось.

      Удалить
  3. Нет, ну кружевной сарай - это бомба! Очень красиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Смотрю, сарай всем приглянулся! ))

      Удалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:)

Подписываемся, ставим лайки)

Аккаунт в фейсбуке Инстаграм Группа вконтакте rss