вторник, 2 июня 2015 г.

Майкопская дамба и лестница на Мэздах

Встав с утра пораньше, мы с братом направились к реке - гулять. Прогуливаясь вдоль берега мы потихоньку добрели до Майкопской ГЭС, построенной еще в 1950 году и ставшей уже теперь одной из достопримечательностей города. Почему? Потому что к огромным каскадам воды можно подойти вплотную и пощупать их руками. Вообще, в народе ее называют дамбой или плотиной, поэтому в моем повествовании она тоже будет зваться дамбой:)
Сама река Белая вот уже два года, как серая. Потому что в ее верховьях однажды произошел крупный обвал земли с глиной и экологи сказали, что очищаться вода будет года три. Наверное, так и есть. Про Белую можно писать отдельный рассказ - она очень интересна. Берет начало в Кавказском природном биосферном заповеднике, течет по куче занимательных мест, типа Хаджохской теснины и впадает в Кубань. При этом Белая пользуется постоянным спросом у рафтингистов, на реке проводят даже чемпионаты Европы, а некоторые места, такие, как Гранитный каньон, считаются очень опасными для прохождения и простых обывателей туда не пускают.
Вернемся к нашей прогулке. Когда мы подобрались к водосбросу, возле него никого не было, но через 5 минут стали подтягиваться люди. Забавно, что эта мощь привлекает не только детишек, но и взрослых кавказских мужиков, которые, как дети, тоже лезут к каскадам, веселятся и радуются:)))


Обычно народ подходит только с одной стороны. Я спросила у брата: "А ты был под дамбой?" Оказалось, что нет! Хотя мы в детстве облазили там все и я была искренне удивлена, что брателла никогда не лазил "на ту сторону". Поэтому я порешила провести экскурсию под дамбу:)

Обойдя ее поверху, мы, спустились с другой стороны и я предложила ему сходить внутрь. Брателла отказался, а я сама, вспомнив детство, полезла. Как же там шумно! Вода грохочет, брызги летят! Даже адреналин в крови играет:) Красивое зрелище, а главное - камерное, т.к. о подходе с этой стороны мало кто знает, так что я открываю вам секрет, дорогие читатели:) Вон то окошко на фото ниже - это как раз место, на котором сняты предыдущие фото.





А о самой ГЭС ходят легенды. Поговаривают, что на дне реки (в том месте, где она не бурлит, не кипит, а скапливается перед дамбой) лежит скелет окаменелого кита, оставшегося здесь еще с доисторических времен, когда Кавказ являл собой дно древнего океана Тетис. Про Тетис, кстати - это уже не легенда, а самая настоящая правда. Ракушки-аммониты я лично своими глазами видела на вершине горы Фишт на высоте 2867 метров.
Неподалеку от дамбы есть еще одно примечательное майкопское место. Называется оно по-адыгейски "Мэздах", что в переводе означает "прекрасный лес".  Вообще-то, полное название звучит, как "Большая лестница на Мэздах", потому что наверху расположен одноименный ресторан. Я даже до сих пор не знаю - что так назвали раньше: лестницу или ресторан:) Подъем по ступеням сейчас заброшен, т.к. все пользуются автомобильной дорогой, пролегающей по другому склону холма. Но некоторые спортсмены используют лестницу для тренировок.
Сюда редко добираются отдыхающие, потому что место расположено на отшибе, но зато если кто-то пришел или приехал - может отдохнуть в настоящем лесу, без "шума и пыли":) Выяснилось, что мой брат ни разу в жизни не поднимался на Мэздах. Какое упущение! Детство у современных подростков проходит совершенно иначе! Мы знали все интересные уголки города:) В общем, сходили мы наверх, Вова поставил галочку, а я повспоминала, какой сдыхлей была, когда занималась спортивным ориентированием - нас заставляли в рамках тренировки бегать на Мэздах и я, помнится, капитально уставала:)

Не планировала из сегодняшнего приключения делать рассказ, но так уж вышло:) Про то, что мы обдирали с деревьев ягоды по дороге и опять налопались, я уже молчу:)


Читайте также:

14 комментариев:

  1. Фото с очками - +100!
    Вот такой я зритель - ты мне про серьёзные вещи, а я очки!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это фото из цикла "Отраженные фотографии" :) Еще где-то мечеть лежит неопубликованная:)

      Удалить
  2. Ура-а-а! Вот они, "путешествия вокруг дома", новая рубрика оказалась вовсе не лишней.
    Интересное местечко раскопалось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, когда писала, как раз об этом подумала:)

      Удалить
  3. Ты геройка! Вон куда забралась! Плюс любопытная... нет, сначала любопытная, а потому и геройка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет любопытности - это да)))) У нас так с мужем поездки и походы проходят. Идем куда-то с конкретной целью, а потом сбоку что-то увидим: "Что там?" и всё... Новое ответвление гульки:)

      Удалить
  4. Ухтышка, как интересно!
    Братику твоему строгий выговор: как можно жить среди таких шикарнейших мест и не облазхить их вдоль и поперек?
    Спасибо за экскурсию)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас и время другое:) Компы-телефоны:) Но сестра втихаря научит:)

      Удалить
  5. Фото с дамбы конечно красивенные!
    но мне больше лесенка понравилась) тяжеловато вам, наверное, бегать,там было...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во времена школы мне было чего-то тяжеловато. А сейчас как-то вообще ни о чем:)

      Удалить
  6. Да-да, фотография с очками отлично получилась :)

    Лестница-класс! :) Бесплатный спортзал :)
    А шум воды - это лучшия терапия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если бы еще кто-то этим спортзалом пользовался... Хотя в момент нашего посещения лестницы - по ней как раз бегал вверх-вниз мужик. Наверное, тренировался:)

      Удалить
  7. Олег3.2.18

    В детстве все шлюзы облазил, но про проход под водосбросом не знал, сейчас бы туда не полез.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В детстве мы более бесстрашные. Мне самой сейчас жутковато там лазить)

      Удалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.