вторник, 6 января 2015 г.

Джип-фестиваль "Зори Кавказа 2015. Тайна пяти озер"

В очередной раз ребята из Кабардино-Балкарии проводят фестиваль "Зори Кавказа". Где только мы с ними не побывали, даже до Ингушетии добрались. В этом году фестиваль был полностью домашним и называние его звучало так: "Тайна пяти озер".
Не смотря на то, что я теперь проживаю в Москве, фестиваль открыл список моих гулек в новом году. Мне было очень приятно вновь повидаться с друзьями, посетить уже полюбившиеся места Кавказа и открыть для себя новые. Некоторые организаторы подошли и спросили: "А чего муж не приехал? Пусть приезжает, мы с ним познакомимся:)", так что придется Илье все-таки созреть на перелет в Нальчик, должна же я ему показать то, что люблю всей душой - Безенги:) Итак...
День первый.
Первый день традиционно тратится экипажами из Краснодара на то, чтобы доехать до места старта, которое в этом году было расположено в столице КБР - Нальчике. К вечеру в этом городе набралось столько джиперов из соседних регионов, что даже, не смотря на широкий разброс всех нас по гостиницам, в радио-эфире, покрывавшем Нальчик, только и стояли всяческие приветы друг другу и радостные возгласы:)
Несколько слов о нашем экипаже. Юрий, известный всем, как Юра-Гелик, в этот раз приехал не на гелендвагене, шокировав публику, а на тойоте, оставив гелик в гараже, и мы даже подумывали, что можем побывать на фестивале инкогнито, т.к. все привыкли к феерическому появлению Юрия на мерсе:) Но инкогнито побывать не удалось, поскольку организаторы все равно нас быстро опознали и заключили в объятиях:)
К вечеру первого дня у нас даже осталось немного времени на то, чтобы покататься по Нальчику и осмотреться. Помнится, в первый мой приезд в этот город я была сильно удивлена тем, как близко к столице Кабардино-Балкарии расположены высокие красивые горы  (я думала: вот счастливые люди!) и это удивление до сих пор живо в моем сердце, когда я езжу по улицам Нальчика.
День второй.
С утра нас ждал классический сбор колонны, брифинг и разделение экипажей на 2 части. Всем были выданы красные и синие ленты. Команда "красных" должна была поехать в Безенги по чуть-более брутальной верхней дороге через лес и перевал, команда "синих" - по лайт-версии, зато не рискуя повредить лакокрасочное покрытие об ветки.
Здраво поразмыслив, наш экипаж пришел к выводу, что по нижней дороге нам будет быстрее, да и машину новую жалко сразу убивать, поэтому на дворнике нам повязали синюю ленточку. Всего, по средним подсчетам, в сумме прибывших экипажей было около 80-ти и это, конечно, стало определенной головной болью для организаторов на узких дорогах ущелий. Даже не представляю, какой надо обладать выдержкой, чтобы со всеми управляться.
Итак, наша "синяя" колонна двинулась от Нальчика через лес в Хуламо-Безенгийское ущелье, а Тенгиз, ведший колонну, еще и успевал рассказывать нам по дороге про уникальность здешних мест, их историю и географию.
Для тех кто не знает, достаточно будет сказать следующее: Кабардино-Балкария - очень маленькая республика, ее площадь всего 12,5 тыс.кв.километров. Но! Именно здесь случается самый большой в России перепад высот: от 150 метров на равнинной части до 5642 метров на вершине Эльбруса. Именно здесь сосредоточены 7 высочайших вершин нашей страны из 8 имеющихся. И именно в самый центральный район Кавказа мы ехали нашей колонной.
Я даже не знаю, стоит ли говорить о том, что в моем сознании самое красивое место на всем Кавказе - это Безенги. Мне порой кажется, что это уже набило оскомину у читателей. Информация о том, как я люблю Безенги настолько широко разошлась среди общественности, что многие организаторы фестиваля подошли ко мне и персонально спросили: "Ну что, Оксана, ты рада, что мы едем в Безенги?", я конечно же говорила, что рада, но словами это не опишешь. Периодически я ловила себя на том, что еду с широкой дурацкой улыбкой от уха до уха, переполняемая самыми счастливыми эмоциями.
Безенгийское ущелье достаточно сурово, т.к. именно здесь вниз спускаются два больших ледника: Мижирги и Безенгийский. Последний даже является длиннейшим в России, а если все-таки относить Кавказ к Европе, то и во всей Европе. Летом ущелье не столь зелено, как соседние, а зимой и подавно. Легкий снежок, выпавший в горах, придавал скалам и склонам еще бОльшую фактурность, отчего казалось, что вокруг все какое-то седое.
Альплагерь Безенги и Северный массив
Даже погода постепенно улучшалась и в разрывах облаков стали появляться клочки голубого неба. Хорошо, что мы поехали в "синей" колонне, потому что, не смотря на разделение, 40 экипажей - это тоже много, а в ущелье стоят пограничники, которые должны проверить каждого и сверить его паспортные данные с имеющимися списками.
Вид на Безенгийские ледник и стену с морены
Альплагерь был тих и заснежен. Поскольку прибыли мы уже достаточно поздно и солнце постепенно клонилось за Безенгийскую стену, то я первым делом помчалась на морену - заснять ледник. С морены меня чуть не опрокинул ураганные ветер, бросавший в лицо снежную крупу. Знаменитая Безенгийская стена стояла в крутящемся облаке из туч и снега, показывая периодически то макушку Гестолы, то вершину Катын-Тау. Солнцу было трудно прорвать эту завесу, поэтому картина вырисовывалась достаточно мрачная и величественная.
Безенгийский ледник
Безенгийский ледник к зиме спустился пониже и сверкал бирюзовым льдом. Таким я его еще не видела: в летно-осенний период ледник завален камнями и песком, поэтому незнающий человек даже может не понять, что под всем этим кроются несколько сотен метров льда.
Гора Уллуауз
Зато северный массив был неизменно более госте- приимен. Вершина горы Уллуауз  поблескивала новыми ледникам, а возвышающийся за ней пик Кошатн-Тау (второй по высоте горы в России) все так же ловил лучи уходящего солнца.
Тенгиз, глядя на то, как я оголтело ношусь с радостным видом по лагерю, шутливо сказал, что в следующем году я буду вести фестиваль, а потом собрал желающих и в перерывах между ветром аккуратно сводил на морену, рассказав про историю лагеря и географию района. Между прочим, оба ледника полтора века назад сходились на месте нынешнего альплагеря, но в наше время они отошли намного дальше - туда, где мы их видим сегодня.
Вечерело, нашей колонне надо было спускаться обратно, а навстречу уже поднимались "красные". Из-за чего даже случилась пара заторов. "Красные" задержались на своей более сложной трассе и приехали в Безенги уже ближе к темноте. Не знаю, удалось ли им там что-то толково рассмотреть.
Вечером в лагере "Голубые озера" нас ждал традиционный горячий ужин, праздничный концерт и танцы. Выяснилось, что в наличии имеется несколько именинников, которым организаторы подарили по большому торту.
Нижнее озеро
День третий.
Именно в этот день мы должны были постичь название, данное фестивалю в 2015 году "Тайна пяти озер". Наш лагерь базировался в окрестностях достопримечательности, насчитывающей именно столько водоемов.
Первое озеро - Нижнее - самое облюбованное туристами, так как находится прямо у дороги. Не смотря на относительно небольшую площадь поверхности (235х130м), глубина озера по разным данным составляет от 250 до 360 метров. Сам Жак Ив Кусто пытался определить реальную глубину, но так и не смог. Именно этим озеро привлекает к себе дайверов со всего мира. Иногда случаи погружения заканчиваются печально. Примечательно еще то, что температура воды у озера круглогодично одинаковая +9 радусов, а притоков водоем не имеет - только сток.
Группа Верхних голубых озер насчитывает 4 штуки. Два из них находятся рядом и разделены дамбой. Глубина их невелика - до 25 метров. Изначально они представляли два водоема, но в советское время дамбу нарастили, поскольку одно из озер все время находится в теневой части и заболачивается. Методом разделения решился вопрос о чистоте соседнего озера. Разгуливая по мосткам и размахивая руками в процессе фотографирования, я потеряла серебряное кольцо... Наверное, придется вернуться в эти места:)
Сухое озеро
Еще одно озеро называется Секретным - такое название оно получило благодаря своей малозаметности. Оказывается,когда в этих краях еще не было дороги, об этом озере мало кто знал - оно расположено в низинке и укрыто деревьями.
Пятое озеро - одно из самых интересных. К нему нельзя подъехать на машине, поэтому организаторы решили сводить гостей в небольшой поход. Сухое (или Пропавшее) озеро тоже находится в карстовом провале глубиной 200 метров, но из-за землетрясения в 19 веке вся вода ушла под землю, оставив после себя огромную воронку и небольшое озерцо. Сравнение этой дыры посреди горы и леса с отверстием от упавшего метеорита кажется мне весьма подходящим.
Туннель
Не смотря на то, что до озера всего пару километров хода по лесу, не все участники оказались способны к водоему подойти в силу своих физических способностей, так что только тем, кому это было действительно интересно, озеро открылось во всей красе с панорамной точки. Здесь же, неподалеку от провала, расположена еще одна обзорная точка, с которой можно было увидеть Нижнее Голубое озеро.
Черекское ущелье
После похода часть машин (и мы в том числе) поднялись еще и на склоны противоположной горы, откуда можно было обозреть шикарные альпийские луга, дорогу, ведущую в Черекское ущелье и туннели, пробитые взамен старой дороги.
Люди идут по дороге над ущельем
Именно старая дорога и занимала мой ум. Я уже бывала в Черекском ущелье, но почему-то ничего не знала про эту дорогу. Поскольку у организаторов по плану дальше был детский утренник и небольшой спринт, мы решили одним экипажем скататься в сторону поселка Верхняя Балкария, заехав заодно и на старую дорогу.
Эта дорога была построена местными жителями в 19 веке, она буквально выгрызена в скалах на огромной высоте. По такой мне приходилось ходить в Гималях, но та была построена уже в наше время, а вот Старая дорога в Черекском ущелье... Производит глубокое впечатление (во всех смыслах этого слова), равно как и мысли о тех, кому по ней приходилось ездить. Дорожное полотно очень узкое - в некоторых местах двум машинам не разъехаться, а внизу тонкой полоской изумрудной воды бежит Черек.
Видимо, это место достаточно популярно у туристов, т.к. я встретила несколько групп. Для меня это было даже в некоторой степени удобно, потому что я делала фотографии в масштабе: вот ущелье, вот дорога, а вот людишки - размером с булавочную головку - разноцветные топают.
Не смотря на срывающийся снег, наш бравый экипаж почухал дальше: в Верхнюю Балкарию. Если кому-то интересно посмотреть на более солнечные фотографии этого места - я внизу дам ссылки.
Вообще, здесь и в соседних аулах расположено несколько склепов и башен, мы же поехали к башне Абаевых, возвышающейся на склоне горы над рекой, т.к. в такую погоду башня имела наиболее внушительный вид. Высота ее составляет 17 метров и в свое время здесь жили люди. Более подробно о башенных комплексах я рассказывала в статье про Джейрахский район Ингушетии, так что повторяться не буду, хотя, конечно, архитектура и принципы строительства в разных республиках отличались.
Погода продолжала портиться, нашу культурную программу пришлось потихоньку сворачивать. Регламентом фестиваля было предусмотрено посещение В.Балкарии на следующий день, но нашему экипажу желательно было уехать на день раньше, поэтому вот так, может быть, немного скомкано из-за природных капризов, мы выполнили программу самостоятельно и досрочно. Поэтому мы, побросав рюкзаки в машину, помчались на место, где проводился спринт, чтобы сказать "спасибо и до свидания".
Конечно же! Конечно же опять СПАСИБО! Нам остается только догадываться, сколько труда и усилий вы, организаторы, прилагаете, чтобы такая большая толпа народа смогла хоть как-то прикоснуться к красотам Кабардино-Балкарии. Нам с Юрием не удалось пообниматься перед отъездом со всеми, например, Владислав в это время поднимал вторую группу желающих на панорамную точку. Но в блоге я могу охватить всех, кто причастен к фестивалю:) Спасибо Вам! Я получила колоссальное удовольствие, кучу отличных эмоций и снова побывала на Кавказе, а это для меня и моего сознания очень важно:) Я была очень рада снова всех вас увидеть, потому что вы несете в себе положительный заряд энергии:)
Альбом, как водится, приложен:) Почитать  о других примечательных местах Кабардино-Балкарии и не только вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".