понедельник, 22 сентября 2014 г.

Катманду. Непал

Катманду – это хитросплетение улочек, проводов и культур. Катманду – это пыль, грязь, убогость и роскошь, красота, необычайность в одном лице. Контрастный город. Когда ты даже не понимаешь: нравится тебе это или раздражает. Когда устаешь от маневрирования, но приобретаешь гибкость, когда сворачиваешь в серый закоулок и натыкаешься на золотой храм. Катманду – это пестрый карнавал, являющийся обыденностью.  
Сами непальцы в Катманду часто говорят, что это не они такой бардак навели, а приезжие индусы, которые только и делают, что мусорят и не замечают грязи. Удивительно, но мы нашли этому косвенное подтверждение, когда проезжали по исконно непальским деревням. Деревеньки были чистые, ухоженные, хотя и явно небогатые, но забота о порядке была весьма очевидна.
Многие объекты города, о которых речь пойдет ниже, включены в знаменитый список мирового наследия ЮНЕСКО.
В этом городе я бывала не единожды. Впервые Катманду сбил меня с толку. Такого хаоса я еще нигде не видывала. Тот, кто хоть раз побывал в час-пик на гранд-базаре в Стамбуле, знайте: это ежедневный повсеместный Катманду!:) Примечательно, что при всем этом, основное правило всех непальцев: «Не торопись, а то успеешь». 
Однажды я набралась духу и купила сари:) И это было верное решение. Мало того, что я произвела какое-то глубочайшее впечатление на товарищей из России, так еще и каждый непалец (не важно, мужчина или женщина), считали необходимым отвесить мне комплимент. 

Дурбар
Но для начала сари надо было правильно намотать, в магазине мне показали, как это делается, но я, конечно же, не запомнила, позже мы погуглили, убили час времени и чуть не поругались на тему "как же верно намотать это дурацкое сари?". Поверьте мне, это не просто, но нам удалось. После этого два дня, оставшиеся до вылет домой, я цвела от всяческих похвал в свой адрес:) Оказывается, непальцы любят, когда европейцы надевают их национальные наряды и я им, действительно, доставляла удовольствие своим внешним видом. Мои торговательные навыки (а торговаться там надо везде) резко возросли и мне отдавали товар по более низкой цене, приговаривая: "for nepali dress".  
Поддельные садху:)
В Катманду много занимательных достопримечательностей. В первые часы я порывалась фотографировать все, что под руку попадется: велорикши, ступы, маленькие храмы, большие стирки в тазах прямо на тротуаре, цирюльников, делающих свою работу под деревом, бесконечные клубки проводов, забавные фасады домов, цветные сари, безумные стихийные рынки… Но как только я поняла, что все это – не особенность, а суровые будни, мне стало ясно, что надо поумерить фотографический пыл:)  
Дурбар
Дурбар сквер – это центральная площадь Катманду – храмовый и дворцовый комплекс, а так же исторический и культурный центр. А само слово "Дурбар" переводится, как "дворцовый". Так и есть: на маленькой территории расположено большое количество зданий характерной архитектуры, дата строительства – 12-13 век нашей эры. Дворцы, храмы, пагоды - все это в изобилии присутствует на дурбар-сквере и у каждой постройки есть своя история.   
Здесь же, на Дурбаре расположен дом живой богини Кумари – маленькой девочки, которую выбирают из детей возраста 4-5 лет, следуюя различным предписаниям, к примеру: у нее должны быть канонические черты лица, а гороскоп должен говорить сам за себя. Девочка по поверьям являет собой живое божество и живет в храме до тех пор, пока не повзрослеет. После чего она перастает обожествляться и потом ей даже трудно выйти замуж - считается, что Кумари приносит бедствия своему мужу. 
Хотя в современном мире этому поверью уже практически нет места. Выходить наружу девочке разрешается только 1 раз в год, но при кажущейся скучной затворной жизни, для Кумари это на самом деле, шанс получить хорошее образование и научиться вести себя в обществе. Это доступно далеко не для всех жителей Непала. 
Пашупатинатх
На площади мне встретились поддельные садху – это такие чуваки, размулеванные под садху, которые там шарахаются для антуражу, а потом вымогают деньги за фото. Я не будь дурой, закупила себе перед поездкой новый фотоаппарат, который приближает неплохо, поэтому фотала лже-садху из кустов и они меня не замечали:)  
Макаки в Пашупати
Пашупати (или Пашупатинатх) – это очередной храмовый и погребальный комплекс. В основной комплекс доступ для не индусов запрещен, но частично его видно с другого берега реки, куда можно ходить туристам. Пашупатинатх - очень почитаем среди паломников туда ежедневно стекается множество людей не только из Непала, но и из соседних стран.  
Пашупати
Тут случилось у меня первое знакомство с макаками, так как Пашупати считался покровителем животных, поэтому их здесь в изобилии.  «Четкие пацанчики» – так я окрестила обезьян и оказалась права. Макаки там агрессивные и если им что-то не понравится – могут укусить. Поэтому я держалась от них подальше. 
В основной храм мне было нельзя по причине своей туристической внешности. Поэтому пошла гулять вдоль реки, где происходит кремация. С одной стороны моста – для бедных – там просто бетонные помосты и больше ничего нет. С другой стороны – для богатых – там погребальные места украшены цветами, лентами и прочим. В момент моего гуляния там как раз проходила кремация – родственники умершего улыбались, отдавая дань своей религии. 
А чуть дальше за погребальными помостами находятся комнатки для кремации, вырезанные прям в клоне. Сюда приходят женщины и оставляют еду. С самого же холма открываются панорамные виды на город. 
Бауда
Бауданатх/Боднатх (или как в Катманду ее сокращенно называют - Бауда) - это самая большая ступа во всем Непале. Построена она была аж в VI веке и соорудили ее обычные бедные жители. Многие паломники с тех пор при посещении Катманду, обязательно посещают и Бауданатх. Вокруг ступы расположено множество храмов и молельных барабанов. Некоторые из них удивляют масштабами: 3 метра в высоту и 1-1,5 в ширину. Пойди покрути такой! Бегать придется:) 
Бауда
Так же повсюду на площади можно наткнуться на монахов - бритых на лысо, в красно-оранжевых одеждах, а так же и обычных людей европейской наружности, которые тоже являются приверженцами этой религии. 
Молитвенный барабан в Бауде
Я познакомилась на улицах с местной женщиной и она предложила мне проводить меня до ступы., куда мы и добрались довольно быстро и вошли на площадь, где расположена самая большая в Непале ступа, а вокруг нее – множество храмов, куда мне уже было можно, при условии, что я сниму обувь. 
Сваямбунатх
Вокруг ступы положено обойти по часовой стрелке и покрутить молельные барабаны – так объясняла мне женщина и даже намазала мне лоб красной краской, мол, я тоже побывала на молитве:) Тем, кто любит романтику, интересно было бы прогуляться в Бауданатх ночью, т.к. вокруг ступы расположены многочисленные кафе и ресторанчики, где покушать можно сидя на крыше, любуясь этим архитектурным памятником. 
Сваямбунатх
Сваямбунатх - еще один большой храмовый комплекс в Катманду. Также он известен, как обезьяний храм. Чтобы попасть туда, необходимо преодолеть 365 ступеней, что не всегда под силу разношерстным туристам, особенно, учитывая жару. Наверху расположена большая ступа, а вокруг нее множество тибетских храмов. Сама ступа знаменита тем, что ее стороны смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов. 
Пруд в Катманду
Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов. Наверху находятся панорамные точки, с которых открывается вид на Катманду, а так же знаменитый Monkey Tеmple, где обитает много-много диких обезьян. Обезьяны и вправду дикие. Я их очень боялась. Меня предупредили заранее, чтобы никакой еды при обезьянах я не доставала, но они напали на двух туристов, идущих неподалеку от меня, выбили у них из рук кока-колу, одну утащили на крышу храма, вторую прогрызли прям возле ступы, вылили и стали лакать… 
Это лишь малая часть интересных мест столицы Непала. Здесь еще можно посетить Королевский дворец, куда вас не пустят с фотоаппаратом и где была расстреляна королевская семья, множество других площадей, с пагодами и маленькими храмами. Тут достопримечательности буквально на каждом шагу и я не утрирую. Здесь нужно быть готовым не обращать внимание, например, на нищих (хотя лично мне это бывает трудно) или на грязь.
Здесь можно покушать за копейки. На 150 рублей вам подадут стейк с гарниром, и пиво,  и еще чего-нибудь. Здесь к вам могут подойти на улице и шепотом на ухо сказать: "гашиш", а потом наблюдать за реакцией, чтобы в случае чего сделать вид, что вы ослышались. Здесь большая часть домов покрыта пылью, выглядит, как после бомбежки, окна в них отсутствуют, но все деревянные элементы покрыты искусной резьбой иллюстрирующей какие-нибудь позы из камасутры:) Здесь можно покататься на трехколесных маршрутках. А портной (который будет обязательно мужского пола) за 30 минут сошьет вам платье, да так споро, что вы не успеете следить за движениями. 
Катманду - это город, от которого устаешь, но в который хочется вернуться:)

2 комментария:

  1. Анонимный23.9.14

    Зачитался :) Жаль что в наших краях не носят сари, это очень красиво :)

    Master

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как-то недавно, проезжая Пятигорск, увидела целую процессию "харе Кришна - харе Рама". Они пели и танцевали. Но на них были надеты не настоящие сари, а какие-то муляжи, стилизованные под сари. Интересно, а они сами знали? :)

      Удалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.