воскресенье, 27 июля 2014 г.

РСО-Алания. Цей и Дигория

Поехать в Цей хотелось давно. Тем более, что из нашей уже слаженной команды никто там еще ни разу не был, а с очередным фестивалем в Северной Осетии, базовый лагерь которого как раз должен быть в Цее, как-то не складывалось.
Цей - это высокогорный курорт. По крайней мере, так позиционируют себя тамошние турбазы. По сути - это ущелье, образованное двумя хребтами, расположенными немного изогнуто, из-за чего Цей еще называют подковой. Здесь можно прогуляться к двум ледникам: Сказскому и Цейскому, поглазеть на четырехтысячники, покататься на канатке, да и в целом, оздоровиться, подышав целебным воздухом гор, напоенным запахом соснового леса.
Из Алагира до Цея около 50 километров. Мы с Юрием уже бывали в Ардонском ущелье не однократно и памятник Святому Уастырджи видели, а вот для Максима, Иры и Вовы это было в новинку. Поэтому наши экипажи припарковались у подножия, вызвав тем самым одобрительные возгласы местных бабушек: "Какие вы молодцы, что приехали и поклонились". А Святому Уастырджи в Осетии поклоняются чуть ли не все. Он здесь - это аналог святого Георгия, покровитель мужчин и путников. Вдоль дорог разбросано множество святилищ, посвященных Уастырджи, где можно опустить монетку в копилку, покушать, испить воды и попросив покровительства в дороге. Пока мы бродили вокруг, у основания памятника останавливалось множество машин, люди выходили, шли к копилке, поднимали глаза к святому, воспарившему над ущельем на коне, и возвращались к машинам.
Дальнейший наш путь лежал туда, где еще никто из нас не был - в Цей - мы поднимались по горному серпантину на высоту в 2000 метров, а в небесах виднелись макушки вершин, укрытых клочками облаков.
Не зная, где остановиться на ночь, мы порешили, что громкое название "Альплагерь Цей" говорит само за себя, ведь в альплагере Безенги прием был более чем радушным, кавказским, там сам директор базы приходил к нам, извинился, что не смог сразу встретить лично, рассказал "кто куды, чаво и как" и весь персонал относился к нам, как к хорошим гостям. Цейский альплагерь резко контрастировал с Безенгийским в худшую сторону. Юрий сказал, что это настоящий совковый сервис, когда ты не гость и даже не клиент, а человек, большей частью мешающий работать... В общем, впечатления от хорошей природы портило немного хамское поведение некоторых работников альплагеря Цей и инфраструктура в целом. Ну да фиг с ними, мы не собирались там задерживаться на долго.

Утром следующего дня первым делом наша команда отправилась к Цейскому леднику, расположенном "за углом", то есть, для нас он был за горой Монах, возвышающейся прям над альплагерем. Куда смогли, доехали на машине, дальше Юрий сказал, что он нас тут подождет, а мы вчетвером отправились по хорошо маркированной тропе, читая с интересом таблички и поедая землянику с малиной в огромных количествах.
К леднику близко подходить не рекомендуется - он постоянно осыпается, с него что-то отваливается - мало ли. Поэтому, подойдя к нему максимально близко, мы смогли увидеть то место, где рождается река Цейдон. И даже искупаться в ее притоке. Сам ледник в верхней части напоминает ледопад Кхумбу - нагромождение сераков серо-голубого цвета сразу вызвало у меня в памяти гималайский аналог)
Дальше в планах не было ничего, поэтому, катясь по направлению к альплагерю и увидев надпись "новая канатка", мы решили разведать где она тут и что из себя представляет. Оказалось, что, в отличие от "старой канатки", новая сегодня работает и поднимает желающих к Сказскому леднику. Желающие в нашем лице тут же нашлись и покатили мимо горы Монах в сторону второго на сегодня ледника.
Канатка поднимает до так называемого зеленого холма, а его продолжением является морена Сказского ледника. Мы с Вовой, не ища легких путей, пошли вверх прямо по хребту морены, за что были вознаграждены видами: "кальдера" (как я ее назвала), а на самом деле - округлая стенка ледника с вытекающей из-под нее рекой, несколько водопадов в полном масштабе - все это виднелось с хребта морены. Друзья же наши не рискнули и шли за мореной, увидев наверху только карниз Сказского ледника над головой.
К этому моменту вершины уже стало затягивать тучами, на нос упало несколько капель дождя и осмотр достопримечательностей был окончен. В общем, мое резюме по Цею таково: природа хороша, особенно в ясную погоду, но толпы праздных зевак (коими, по сути, являлись и мы) - портили все удовольствие. Не было никакого единения с природой. Отсутствовала возможность сесть на траву и погрузиться в тишину и покой. Печально.
Оставаться в Цее больше не хотелось, а куда еще податься мы не знали. Тут я вспомнила, что уже не однократно знакомые осетины мне говорили про некую Дигорию, мол, там красиво. Я озвучила эту мысль, а Юрий, позвонив известному по прошлым фестивалям Сергею Rock-n-roll, утвердился в том, что Дигория - это самое то!
Решено: рано утром выдвигаемся в сторону таинственной Дигории, выслушав внимательно от Сергея о том, через какие населенные пункты надо ехать и куда поворачивать. Дорога, и впрямь, радовала: узкие ущелья в Скалистом хребте, пробитые туннели для автомобилей, осетинские башни на склонах и скалы во льду в перспективе. Даже поломанный на гелике глушитель не смутил нашего настроения: сломался он как раз у святилища Уастырджи, поэтому мы заодно покушали, пока чинили глушак:) Надо отметить, что любая поломка в горах Кавказа - это возможность познакомится со здешней взаимовыручкой. Местные жители считают себя обязанными остановиться, поздороваться, предложить помощь и только получив убедительный ответ, что все нормально, двигаются дальше.
В Дигории красиво! Хотя с вечера я переживала, что там будут только лесистые склоны, а друзья надо мной прикалывались, мол ледники - это красиво только для тебя, а нам и лес подойдет, но ущелье меня не разочаровало! Тут были красоты на любой вкус, даже на мой:)
Проблемой оказалось только разместиться там. На турбазах не было мест. Селиться в дачной комнате не хотелось, а места под палатку было совсем мало рядом с какой-то веселой компанией на берегу быстрой горной реки. Именно река нас и спасла. Она так буйно шумела, что нам никого не было слышно, поэтому, отгородившись машинами, мы остались сами себе приятные на берегу с видом на ледники горы, название которой так длинно и извилисто, что я не запомнила, а записать забыла:)
Вечер был проведен под тентом, который укрывал нас от дождя. Кто-то спал на кресле, кто-то болтал, кто-то изучал пройденные треки. Мы боялись, что река может подняться и смыть нас, но к ночи таяние ледников уменьшилось настолько, что привязанный в воде у берега арбуз, повис в воздухе, не доставая дна)
В общем, все сложилось вполне удачно. Наша команда побывала сразу в двух местах, неизведанных ранее, погода частично баловала, по крайней мере - в моменты наших гулек, либо светило солнце, либо не было дождя:) Пожалуй, это завершающая масштабная гулька этого лета. Немного грустно, но впереди нас ждут великие дела))
Альбом прилагается:)

Почитать  о других примечательных местах Северной Осетии вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".

Читайте также:

Домбай зимой. КЧР
Безенги. КБР
Ручей Бешеный (Таштай, Букепка)

Ингушетия. Джейрахский район
Цей и Дигория. РСО-Алания
Джилы-Су и Терскол. КБР

Махарская и Гондарайская долины
Мидаграбин. РСО-Алания
Ледник Чунгурджар. КЧР

1. Как все-таки красив наш Кавказ!!! Я люблю его безумно, хоть очень давно там не была. Только вот благодаря тебе я снова и снова любуюсь его красотами! Так что, спасибо тебе, что доставляешь такое удовольствие:))

1. Усегда пожалуйста! Я когда по Цею ходила, все время тебя вспоминала)) Ты, помнится, мне про него рассказывала))

2. Анонимный31.7.14

Вы дошли до конца Дигории?
    Таганрогский альплагерь "Таймази" (http://taimazi.ru/) с бессменным с 1972 года директором базы Александром Цымбал?

1. willy, Ростсельмаш мы проехали. Равно как и проехали еще какую-то турбазу внизу у реки и красивый водопад справа. Доехали до турбазы (не помню название, но все-таки, кажется Таймази), которая является тупиковой в этом районе. Там обреталась куча детей и, конечно же, нам туда не особо захотелось соваться))
      Полян (чистых от турбаз и дач) не заметили. Только вытянутую вдоль реки, не доезжая до Ростсельмаша. Там и стояли.

3. Очень красивые пейзажи! Напоминают мне скорее не Южный Кавказ, где когда-то с рюкзаком бродил, а сразу несколько регионов Южной Америки. Но только какими-то чёрточками, в общем и целом всё неповторимо.

1. Вот доберусь до ЮА - поглазею:) Поначалу мне и Гималаи казались похожими на Кавказ, а потом - вообще не похожими:)

4. Фила13.1.15

Кавказ конечно весь хорош, но КБР думаю по круче Осетии будет.
    Жаль что в Дагестане небыли, там вас не встретят ледники и снега, но тоже есть на что посмотреть, в том числе и настоящую пустыню, со всевозможными пресмыкающимися.
    Кто-то однажды сказал , что чтобы описать горы Безенги - нужно сложить вместе Гималаи и Арктику.
    Однажды приехали в Безенги два матерых скалолаза из Англии, посмотрели на гору Дых-тау, фыркнули и заявили что поднимутся и спустятся оттуда в самые кратчайшие сроки . В итоге они там потерялись надолго, и вернулись полностью измождённые через мноого дней, сказав нееет, это не альпы, это ГИМАЛАИ.

1. Не могу сравнивать КБР и РСО. Мне нравится и там и там. В каждой республике по-своему. В КЧР, кстати, тоже.
      Про Безенги... Ну альпинисты со всего мира называют этот район малыми Гималаями, а Безенгийский ледник сравнивают с большим братом Кхумбу.
      Гималаи очень красивы и велики - этим они мне и понравились, особенно, когда погода хорошая, а не тучи, как во второй наш приезд. А Кавказ - он свой, родной, его я все равно буду любить больше.

5. д.вова9.3.17

на 11 фото гора Таймазивцек, водопады - три сестры, а местность внизу-Мадзаска (всё это за Стур-Дигора)

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:) Анонимусов не публикую.