понедельник, 7 января 2013 г.

Зори Кавказа 2013. "В стране башен и легенд". Ингушетия

После гулек по Гималаям, я более чем на 2 месяца выпала из горной жизни. Это расстраивало и огорчало до тех пор, пока меня не зачислил к себе в экипаж Юра-Гелик для поездки на традиционный зимний джиперский фестиваль "Зори Кавказа 2013":) В прошлом году маршрут фестиваля пролегал по территориям двух республик: Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. В этом же году ареал распространения джиперов продвинулся на восток в сторону Ингушетии.
Да, сейчас в средствах массовой информации часто муссируется тема о неспокойной обстановке на Кавказе, но я, исходя из своей практики езды по соседним республикам, понимала, что уж нам-то бояться нечего, поэтому, когда узнала о том, что теперь увижу еще и Ингушетию - возликовала:)
День первый.
Для краснодарских экипажей первый день начался на день раньше фестиваля, ибо нам надо было еще и добраться до места старта, а дорога туда занимает примерно весь световой зимний день. Поэтому, по традиции, выехав рано утром из Краснодара, к вечеру все дружно завалились в гостиницу поселка Аушигер, дабы выспаться и окунуться (по желанию) в термальные источники. Памятуя о прошлогоднем окунании, лично у меня желание было и довольно большое:)
К ночи в соседнем номере обнаружился слет "бардов", а именно: в наличии имелась гитара и желание попеть:) Что с большим успехом и претворялось в жизнь. Поскольку номер был без мебели, то все спокойно рассаживались на полу, люди приходили и уходили, а песни все не заканчивались, пока не наступил торжественный момент: приехали организаторы, чтобы нас поприветствовать и дать указания.
День второй.
На второй день колонна собралась в месте старта за поселком Урвань, экипажи получили наклейки, путеводитель по горной Ингушетии, разные информационные брошюры и выдвинулись на трек.
В процессе езды один из организаторов по имени Тенгиз рассказывал по рации про историю кавказских народов, памятники культуры, физико-географические характеристики республик (начиная от численности населения и заканчивая высотой гор), давал ответы на возникающие по ходу рассказа вопросы. В общем, мало того, что я ехала широко открыв глаза, так еще и развесив уши! :) В дальнейшем в свой отчет я буду помещать слова Тенгиза, выдержки из дорожной книги, а так же то, чего сама уже знаю из прошлых поездок:)
Для начала колонна пересекла границу Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании и местом первой остановки стал памятник "Эльхотовские ворота". Этот памятник посвящен важному событию: здесь в сентябре 42-го года была остановлена и разгромлена группировка немецко-фашистских войск. В памятнике запечатлены лица четверых мужчин: моряка северного флота, пехотинца, местного партизана и артиллериста.
Далее, без остановок мы проследовали мимо главного святилища Уастырджы, Беканского озера, рощи Хетага к памятнику "Семь журавлей", посвященному семи братьям Газдановым. Все семеро братьев во времена Великой отечественной войны ушли на фронт и ни один не вернулся. После третьей похоронки не выдержало сердце у матери, а после седьмой - у отца. Памятник представляет собой композицию, изображающую семь журавлей, вылетающих из гнезда и скорбящую женщину. Говорят, когда дует ветер, журавли покачиваются, словно летят.
По Транскавказской магистрали участники фестиваля транзитом проехали через город Владикавказ и выехали на Военно-Грузинскую дорогу, являющуюся кратчайшим путем из Северного Кавказа в Закавказье. Через Дарьяльский проход мы проследовали к границе с республикой Ингушетия. Небольшая заминка на посту и вот мы торжественно стоим по ту сторону границы в ожидании встречи с президентом республики Ю.Б. Евкуровым.
Президент не заставил нас долго ждать, появился в окружении камер в неформальной одежде, разогнал телевизионщиков в стороны, предложив снимать не его, а гостей, чем сразу расположил к себе:) Он сказал о важности подобных мероприятий для республики, о том, что Ингушетия планирует динамично развиваться в области туризма, примером чему служит наш фестиваль, а так же первая в республике горнолыжная трасса Армхи, которая открывается 25-го января.
В целом, весь наш фестиваль на территории Ингушетии проходил при поддержке Комитета республики по туризму и всю дорогу нас сопровождал председатель комитета Б.Ж. Мальсагов, который рассказывал об Ингушетии, ее особенностях, истории, а так же отвечал на наши вопросы.
Через селение Джейрах, где колонну приветствовали ребятишки с флагами республики, мы двинулись в сторону  башенного комплекса Эрзи. Часть экипажей, правда, с интересом поехала поглазеть на новую горнолыжную трассу, но потом они нас догнали, поделившись впечатлениями.
Название Эрзи в переводе означает "орел". Нам сообщили, что такое название селению дано потому, что с высоты соседнего склона оно смотрится, как орел, расправивший в полете крылья. Башни этого ныне заброшенного аула довольно неплохо сохранились и смотрятся очень величественно на фоне заснеженных вершин и ярко-синего неба. На склоне горы стоят боевые башни, в окружении множества полуразрушенных жилых. Нам было предложено прогуляться туда пешком, что мы с удовольствием и сделали. Когда я подошла к башням вплотную, стал понятен масштаб древнего строительства: высота боевых башен на вскидку около 30 метров.
На этом приключения не заканчивались и участники фестиваля дружно проследовали на вершину Цейлоамского перевала (2100), связывающего Джейрахское и Ассинское ущелья, с него открывался великолепный вид на Кавказские хребты, а так же на макушку Казбека (5033). На спуске с перевала то тут, то там (повсюду!) виднеются руины древних построек. Горная Ингушетия ими просто изобилует и через некоторое время даже перестаешь этому удивляться.
Детский спортивно-оздоровительный лагерь "Аьрзи", являющийся одновременно и базовым лагерем фестиваля, а так же самым высокогорным лагерем Ингушетии, встретил нас надписью "Добро пожаловать". В нашем распоряжении были домики с двухэтажными кроватями и наконец-то "сбылася мечта идиота" - я залезла спать на второй этаж:)
Вечером участников фестиваля ждал праздничный ужин и праздничный же концерт с участием звезд республиканской эстрады. Звучали тосты, поздравления, пожелания и даже стихи:) А завершалось это веселой дискотекой.
День третий.
С утра пораньше колонна выдвинулась на осмотр следующих достопримечательностей, коими являлись средневековые аулы Таргим и Хамхи, ныне пустующие.
Одним из радиальных ответвлений был выезд к замку-крепости Вовнушки, который расположен так, как будто служит продолжением скалы, на которой стоит. Крепость Вовнушки состоит из трех основных башен, две из которых находятся на вершине одной скалы, а третья - на противоположной, когда-то они были соединены висячим мостом. В 2008 году этот памятник стал финалистом конкурсного проекта "Семь чудес России". Крепость очень красива, а если бы нам повезло с синевой неба, то на фотографиях Вовнушки смотрелись бы еще краше:)
Следующей точкой остановки стал один из древнейших христианских храмов в России - Тхаба Ерды. Время его возведения относят к VIII - IXвв. Храм украшен многочисленными рельефами, хотя сам по себе довольно прост в архитектурном плане.
Еще один башенный комплекс - Ний - встретил колонну на пути к очередному перевалу, а для подъема на сам перевал (2200), пришлось обувать машину в цепи.
По ту сторону нас ждал один из крупнейших комплексов - Цори. По началу даже не понятно: почему же он "крупнейший", но, если пройти вглубь и дальше по хребтику, то понимаешь, что за видимыми с дроги двумя башнями, скрывается целый город, опять же, ныне пустующий. Но об этой пустоте позже...
Далее на восток находилась граница с Чеченской республикой, поэтому мы остановились в Цори, где уже были разведены костры, на которых в котлах что-то булькало. Чтобы праздно не шататься, организаторами было предложено креативное решение: флешмоб:)
Черных и темных машин в колонне хватало, поэтому под чутким руководством Альберта, вся эта орава выстроилась под холмом в слово "Цори":) Это действо сильно позабавило народ, каждый считал себя обязанным чего-то советовать и как-то руководить процессом:) Сверху все смотрелось понятно, а снизу это виделось хаотичным нагромождением машин.
Обратный путь снова пролегал по перевалу и мимо комплекса Ний, который в лучах заходящего солнца смотрелся совершенно по иному.
День четвертый.
Этот день был днем завершения фестиваля, но посмотреть предстояло еще много чего интересного. Для начала колонна проследовала по Ассинскому ущелью, где пласты породы в некоторых местах возвышались вертикально над землей, под углом 90 градусов, а по самому ущелью текла река с водой изумительного цвета.
Далее, миновав множество поселений, участники фестиваля добрались до города Назрань, в котором находится знаменитый Мемориал памяти и славы, объединивший в себе памятники из разных периодов истории Ингушетии, где нас встретили и провели экскурсию. Основой мемориала является архитектурная композиция в виде ингушских боевых башен, опутанных колючей проволокой, цепями и железными оковами, символизирующая 13 лет депортации репрессированного ингушского народа в степи Казахстана и Средней Азии. Говоря о том, что ныне башенные комплексы в горах пустуют, я говорила именно об этом событии. Сложно поверить, что эти башни еще совсем недавно были заселены. Внутри памятника расположен музей памяти, в котором находятся не только свидетельства событий минувших дней, но и фотографии, иллюстрирующие жизнь современной Ингушетии.
От памятника влево и вправо расходятся две аркады, где расположены плиты с именами выдающихся личностей, оставивших след в истории Ингушетии. В центре мемориального комплекса находятся две скульптуры. Первая посвящена Кавказской туземной конной дивизии, известной так же под названием "Дикая дивизия". Вторая - одному из последних защитников Брестской крепости  Уматгирею Барханоеву.
Завершающим аккордом фестиваля стало посещение самого молодого города России - столицы Ингушетии - города Магас. По одной из версий, столица древнего Аланского государства называлась Магас, который был разрушен до основания монгольскими ордами в XIII веке. Современный Магас - это административный центр Ингушетии, где расположен комплекс правительственных зданий: резиденция Главы республики, здания парламента и правительства, министерств, ведомств. Напротив правительственного комплекса ведется строительство смотровой ингушской средневековой башни высотой 100 метров. С нее можно будет увидеть Магас с высоты птичьего полета. На данный момент башню достроили до 60-метровой высоты.
В целом, город производит очень благоприятное впечатление: чистые широкие улицы, новые красивые здания. Когда жители города замечали колонну, они приветственно махали руками, сигналили и улыбались:) Рядом с президентским дворцом состоялось символическое прощание с республикой, где экипажи крикнули троекратное "Спасибо" организаторам фестиваля.
Окончательное закрытие фестиваля произошло на границе Кабардино-Балкарии с Северной Осетией-Аланией, где собрались самые стойкие:) На мой взгляд наше говорение "спасибо" как-то не в полной мере выражает действительную благодарность... Этот фестиваль был замечателен! Он позволил снова собраться друзьям из разных республик и краев, познакомиться с новыми людьми, увидеть то, чего мы еще никогда и нигде не видели. Огромное спасибо внедорожному клубу "КБР 4х4" за эту потрясающую возможность, за старания, комитету по туризму республики Ингушетия за такой шикарный прием, собравшимся экипажам за дружную веселую компанию:)
Ну что ж? Вот Бредовый Заяц добрался и до Ингушетии:) Само собой, что видели и слышали мы гораздо больше, но описать это очень трудно. Езжайте сами и поглазейте!