понедельник, 12 августа 2013 г.

Роза ветров 2013. РСО-Алания. Мидаграбинская долина

В прошлом году была положена традиция. Имя этой традиции (надеюсь, теперь уже многолетней) Джип-фестиваль "Роза ветров" в республике  Северная Осетия -  Алания.
С 2011 года мечтаю о Мидаграбинских водопадах и в очередной раз "верю в безупречно точную случайность". На прошлогоднем фестивале до ночи болтала с одним из организаторов - Владимиром (ник Массай) и вот оно - мои мольбы услышаны:)
День первый.
Для нашего экипажа в составе меня, Макса-Серебрунчика и его отважной жены Иры первый день был ознаменован тем, что в процессе езды на одометре высветилась надпись: 5555. Что могло означать только одно: грядущий отдых пройдет на ура!
 А пока я с Максом менялась за рулем, чтобы не так сильно уставал водитель, а идущий впереди Искатель трындел в рацию не умолкая, в то время, как шедший замыкающим Влад искал газовые заправки.
Засветло добравшись до Осетии, промчались по координатам куда-то в глубь леса и вдруг вынырнули на красивой детской турбазе, с качелями, цветными домиками и потрясающего вида озером.
Чтобы утром не тратить время, предусмотрительные организаторы зарегистрировали прибывшие экипажи прям вечером, к традиционной наклеечке добавилась еще и футболка - белая и мягкая. Мне даже жалко было ее надевать - испачкаю ведь. Но Макс, для которого это фестиваль был первым масштабным, сразу нецепил футболку на себя и гордо ходил в ней:) Вечер прошел под приятные посиделки в отличной компании, к нам периодически подходили организаторы, тепло здоровались, интересовались все ли у нас в порядке.

День второй.
Утром, не став рассусоливать и выжидать, орги нас быстро собрали в колонну, обозначили на брифинге маршрут на 2 дня и покатили вперед по Куртатинскому ущелью. Первой нас ждала Кадаргаванская теснина - узкое ущелье, шириной 3-4 метра, между двух вертикальных скал, высотой метров 60, в глубине которого бушует река Фиагдон. В прошлом году между стенок теснины на высоте 30 метров был зажат камень, в этом году я его уже не обнаружила.
Следующей достопримечательностью, ставшего уже родным Куртатинского ущелья был Дзивгис, где расположена знаменитая скальная крепость, церковь Святого Георгия, а так же несколько усыпальниц. Дзивгиская крепость - считается одной из крупнейших наскальных крепостей на Кавказе и служила она для защиты от нападений. А Святой Георгий (или Уастырджи) - очень почитаем в Северной Осетии, он является покровителем мужчин, воинов и путников, вдоль дорог часто встречаются святилища (дзуар), где можно отдохнуть, попросить благоволения в пути, покушать, а так же принести в дар монетку. В определенный день на эти деньги будет устроен праздник.
Далее мы проследовали в котловину Фиагдона, где вновь осмотрели памятник павшим воинам, который представляет собой коня, склонившего голову у камня. Подробней об идее этого памятника я писала в отчете из прошлой поездки.
В Свято-Успенском Аланском мужском монастыре некоторые мужчины даже искупались в купели, но мне всегда кажется, что нарушать покой подобных мест - дело не правильное, поэтому я тихо стою в сторонке.
А вот дальше началось интересное: мы прошли погранцов и стали подниматься к Хилакским минеральным источникам. Дорога виляла и петляла, не везде подъемы давались с первого раза, потрясающие виды, открывающиеся со всех сторон, заставили меня опустить окно, усесться на дверь движущейся машины и стараться снимать, как можно больше.
Внизу в долине петляла река, а над нами возвышали скалы, покрытые зеленым мхом, с которых капала вода, блестя на солнце. За этими скалами, то и дело мелькали макушки высоченных гор, укрытые облаками, выглядя как-то совсем ирреально...
Организаторы остановили колонну в километре от источников, потому что площадка непосредственно у источников не позволяла припарковать такое количество автомобилей. И дальше мы отправились пешком. Один из организаторов Сергей (Rock-n-roll) предупредил нас, что если пройти от источников еще выше, то перед нами откроется вид, как в кинотеатре imax. Поэтому я, не обращая особого внимания на источники, дернула наверх. И была вознаграждена кратковременным чудом: пока я бежала вприпрыжку по склону, гора Тепли-Хох (4431м) еще была открыта и я периодически произносила вслух только одно: "ого!", не в силах хоть как-то иначе обозначить свои эмоции. Эта гора довлела над окружающим пейзажем. Какой там ледник по соседству! Вот она: мощь и красота в одном флаконе.
Мне часто задают глупый вопрос: "Гималаи-то, пожалуй, покруче, чем Кавказ?". А вот и фиг! Нельзя сравнивать этих равных, на мой взгляд, братьев. Просто один постарше, а другой помладше. Один повыше, а другой душевнее. Я никогда не перестану восхищаться Кавказом, а любить его буду все равно всегда чуточку больше:)
Пока подошли остальные желающие поглядеть на "аймакс", гору затянуло тучами так, что на месте недавнего чуда стояла сплошная бетонная стена. Но я-то видела! Потому размахивала руками и пыталась убедить подошедших, что там... Вах, что там! Но... Тучи продолжали клубиться.
Спустившись вниз, я наконец-то напилась пахучей, но прикольно пузырящейся воды и даже походила босиком ниже по течению, надеюсь, оздоровление произошло:) Кстати, вода там выходит на поверхность в самых неожиданных местах: из глинистых склонов текут белоснежные ручейки, сливающиеся потом в один поток.
Приключения на сегодняшний день не заканчивались, вернувшись назад по ущелью, каждый из нас был наделен порцией горячего плова и огурчиком. Рассевшись на камнях, наш экипаж вкушал пищу, неотрывно глядя на заснеженные вершины, плавающие в облаках.
Впереди нас ждал базовый лагерь в месте, о котором я думала с особым трепетом: Мидаграбин... О. Какое красивое название, которое прочно засело в мою голову еще в 2011 году... Перескочив через Какадурский перевал, пройдя очередных пограничников, мы с интересом воззрились вперед: там лежал огромный горный цирк, придавленный облаками. "Вот где надо было Мордор снимать" - сказал Макс. И это было похоже на правду. Оставалось ждать утра, потому что с утра в горах обычно небо чистое и синее.
Ну а пока нас ждал вкусный ужин. Особенно понравилось макать лаваш в "сациви-не сациви":) Ну а осетинские пироги, как всегда, заставили подумать, что так объедаться  - это просто кошмар! Зная о том, что завтра буду лазить по водопадам, пока меня оттуда палкой не сгонят, завалилась спать как можно раньше, пропустив все вечерние потрынделочки. Палатку я поставила выходом в сторону Мидаграбина, чтобы утром, первое, что я увижу - была моя мечта.
День третий.
В 6 утра проснулась в палатке и с ужасом подумала: "Что если там, за двойным слоем ткани вчерашний Мордор?" и высунулась наружу. Меня встретила волна холодного воздуха, кристально чистое небо и две вершины, упирающиеся в него своими ледниками. "Все на месте" - рассудила я и легла досыпать положенное.
Весь лагерь должен был идти на водопады часов около 9. Мне же надо было срочно, "прям щас!" и бегом. Поэтому я разыскала Сергея Rock-n-roll и он сопроводил нас к водопадам, показав куда лезть и дав пару-тройку дельных советов.
Для начала я расскажу, что такое Мидаграбин - это огромный скальный цирк, представляющий собой вертикальные скалы, над которыми высятся вершины, покрытые ледниками. Именно с этих ледников и берут свое начало Мидаграбинские водопады. Из-за неравномерного таяния ледников, эти водопады называют пульсирующими, потому что вода в них есть не всегда. Зейгалан - самый высокий из всех Мидаграбинских водопадов - его высота по разным данным 650-700 метров, что делает его высочайшим в России пульсирующим водопадом каскадного типа. И об этом мало, кто знает!
Наше трио первым делом проследовало к первой ступени малого Зейгалана, по каменной осыпи. Издалека масштаб водопада скрадывается скалами - непонятно: большой он или не очень, но когда подходишь вплотную, то сомнений не остается: очень большой! Максу и Ирине в октябре ждать пополнения. Не перестаю удивляться их отважности, надеюсь, эта прогулка, в сочетании с горным воздухом, была им только на пользу:) Дальше они, конечно же не пошли. А я осуществила свою прыгательную традицию.
Я и мой оранжевый Заяц БэЗэ, прихватив рацию, поперлись к большому Зейгалану. Который мирно спал, потому что подмерз за ночь и когда я наконец-то, оскальзываясь, подползла к нему, Зейгалан только-только начинал просыпаться, опуская ко мне тонкую струйку ледниковой воды. Тут в рации зазвучал голос Сергея, вызывающий меня на связь. Он предлагал прогуляться к верхней ступени малого Зейгалана, для чего надо было спуститься и состыковаться. Кроме меня, к водопаду сходил еще один человек: дочь Владимира. Так что девочки больше интересуются высочайшими водопадами:)
Траверсом по траве мы прошли ко второй ступени, поглазели на нее и прошли далее. Теперь уже впереди меня шел человек, который узнав, что я Бредовый Заяц, обрадовался, протянул мне руку и сказал: "Приятно познакомиться, я Псих!". После этого стоило идти за Игорем (так зовут Психа в миру) на "Дырявый водопад", который представляет собой поток, вырывающийся из отверстия в скале. Диаметр отверстия 3х6 метров. Красиво и опасно, потому что водой склон под водопадом превратило в сплошную сыпуху. А нам по нему предстояло еще и спуститься. И вот тут начался experience...
Для начала идущий сверху, спустил на меня камень, который разбил мне ногу. Боль, кровь, все дела, прикрыла носочком, чтобы не смотреть... Потом русло, по которому шла вода, поменялось и вода пошла в единственное пригодное для спуска места - узкое горло, посыпанное сверху камнями, в которое мы и уперлись. И дело-то за малым: держись за камни и спускайся, вымокнешь, да жив будешь, но в воде содержится какая-то глина, от которой камни стали скользкими, как покрытые маслом...
Первым по скальному выступу спустился Игорь, затем стала спускаться я. Сверху меня подстраховал Сергей, снизу, каждое мое движение контролировал Игорь. На последних метрах он буквально подставлял под мои ноги ладони, потому что никаких других выступов на 2 метра вперед не наблюдалось... Но он меня все-таки оттуда снял! Герой:)
Затем пришла моя очередь страховать его, за что я и получила камнем в плечо. Его обвалил следующий спускающийся, больно, но ничего не поделаешь... В общем, мы и скалолазанием позанимались и каньонингом - все удовольствия разом. Теперь есть, что вспомнить:) Зато кроме нас (а это 7 человек), никто больше не наприключался:)
Поскольку нашему экипажу надо было утром в понедельник быть на работе, то свою культурную программу мы свернули и, поблагодарив организаторов, одной машиной помчались домой. В прошлом году меня очень впечатлил Владикавказ, поэтому на мое предложения проехать через столицу республики, Макс отозвался крайне положительно.
Всю дорогу мы радовались тому, что есть люди, которые берут и делают. За это спасибо всем организаторам! Владимиру за то, что он, не смотря на усталость (которая, думается была не малой - а ну, уследи да всем!), старался, чтобы нам понравилось, чтобы все было на уровне и чтобы все были довольны. Нам понравилось и мы оооочень довольны. Сергею за то, что он показал мне мою мечту:) Алексею и его супруге за то, что они не оставляли нас своим вниманием, всегда интересовались все ли у нас хорошо. Спасибо за отличную компанию!:) Мы еще вернемся:)
В наличии имеется альбом.

Почитать  о других примечательных местах Северной Осетии вы можете, выбрав справа ярлык "Кавказ".