Гималаи: трек "Три перевала". Октябрь 2016

16. Лукла - Катманду
17. Катманду после землетрясения
18. Катманду: Боднатх
19. Катманду: Сваямбунатх (Monkey Temple)
20. Катманду НЕтуристический

Пролог, график и действующие лица

В третий раз в Гималаи ехалось уже не с таким воодушевлением, как в первый, но у мужа (он вообще собирался туда в четвертый раз) было "легкое ощущение недогулянности", а именно: в 2012 году не пройден третий перевал - Конгма Ла. Посему было решено ехать в Непал еще раз и-таки пройти.
Наши друзья уже не первый, как вы поняли, год активно наблюдают за этими периодическими выездами в сторону крыши мира, поэтому взяли нас за горло и сказали: мы тоже хотим по проторенной дороге! Посему в сумме собралось аж 5 человек, но (что радует) эти человеки были бодры, веселы, хороши собой и приятны в общении, а это в трехнедельном путешествии (и окунании в хаос Непала) важно.

Москва - Шарджа - Катманду

Проснувшись утром перед вылетом в Катманду, я включила компьютер и проверила почту. В ней значилось, что Макс, который к этому моменту уже должен был прилететь из Краснодара в Домодедово, продолжал сидеть в Краснодаре из-за сильного внезапного тумана. У него еще был небольшой запас по времени, но туман всё висел, а рейс продолжали откладывать. В конечном итоге стало понятно, что Макс не попадет в Москву вовремя и не полетит с нами в Катманду. Но век современных технологий и определенная дополнительная сумма позволили Максу в дальнейшем нас догнать - он прилетел через день и поимел кучу незапланированных приключений. Зато теперь будет, что рассказать внукам и вспомнить тоскливым зимним вечером:) А всем из этого нарисовался урок, о котором я говорила однажды в статье про планирование перелетов: берите запас по времени, который позволит вам не нервничать перед основным дорогостоящим рейсом, а лучше прилетайте намного заранее.

Катманду

"Можем дать и по лицу за родную Катманду" - есть такая строчка в песне группы Крематорий. Какое отношение песня имеет к Катманду остается загадкой, но периодически мы текст вспоминали, особливо возвращаясь в ставший уже родным, в каком-то смысле, Катманду.
Катманду - город специфичный, он пока еще сохранил ту самобытность азиатского города, которую, кажется, утратили Ханой или Бангкок. В столице Непала до сих пор принято носить национальную одежду в виде сари или сулваров, мазать лоб красной краской, отдавая дань религии или поддерживать левой рукой правую, если кому-нибудь что-нибудь даешь - в знак уважения. Я сама так стала делать под конец, чтобы оппоненту было приятно, я ведь его тоже уважаю.
Еще находясь в России, мы связались с моим, как я его зову, другом в Катманду по имени Дэви, чтобы облегчить себе некоторые организационные вопросы, как по треку в Гималаях, так и в Катманду, непосредственно. Дэви-то и прислал за нами микроавтобус, чтобы нам не пришлось решать вопрос с кучей таксистов на автомобилях размером с оку. Перед микроавтобусом на нас торжественно надели венки из чернобривцев (так положено почетным гостям), выдали по бутылке холодной водички для освежения и повезли в гостиницу, которую мы тоже заранее забронировали, ибо уже имели честь там жить когда-то. Рекомендую: Thorong Peak Guest House

Катманду - Лукла - Факдинг

С утра выяснились две вещи: а) Пашков разбил лоб, поскользнувшись в ванной и б) завтрак в нашей гостинице готовят долго. Пашкова промыли перекисью и заклеили пластырем, чтобы кожа на лбу не разъезжалась и дали ему кликуху "Гарри Поттер", потому что угол - это почти молния, без палочки. Завтрак бегло завернули в фольгу, чтобы съесть по дороге в аэропорт, поскольку на пороге уже появился Дэви, сказав, что он за нас все порешает непосредственно на месте.
В аэропорту, в отделении местных рейсов творился, как и положено, бардак. Самолеты в Луклу, вроде, летали, т.е. погоды там стояли хорошие, но на табло все равно задерживали пару рейсов. Дэви сказал нам стоять и пошел куда-то за стойки регистрации, выяснять чего к чему. Вернувшись, он доложил, что наш самолет сломался, поэтому надо подождать. Ну что ж? К этому мы были готовы. Местные рейсы в Непале - это то, к чему надо быть готовым, т.е. они часто летают не по расписанию, количество мест в них нерегулируемое какое-то, в конечном итоге нас могли посадить вообще в другой самолет, но сначала подождать. В Непале есть правило: "Не торопись, а то успеешь". Ну и что, что у тебя рейс в 9:40? Может, ты улетишь в 8:40, а может, через 4 дня. Подожди.

Факдинг - Намче Базар

Утром 4-го октября мы тайно шуршали в своей комнате надувными шарами, чтобы Пашков ничего не пронюхал. Дело в том, что у Паши в то утро случился день рождения, а мы, как положено, подготовились. Крупный подарок навязывать не хотелось - потом таскай его на себе по перевалам, поэтому мы купили подарочную карту и привязали к шарам. Тайно проволокли шары мимо двери комнаты, где жил Пашков и унесли в столовую, чтобы там в особо торжественной обстановке среди омлетов и тостов с джемом поздравить товарища:)
Пашков - Гарри Поттер, у которого всё никак не хотела проходить опухоль над глазом, вошел в столовую, увидел нас с шарами, получил поздравления и изрек: "Я теперь не знаю, что буду с этим делать", но план был и на этот случай. В Гималаях у детей не так уж много развлечений, а игрушек и подавно - десяток шаров явно хорошо разойдется, поэтому, позавтракав и собравшись, наш квартет двинулся в путь - на Намче.

Намче Базар - Таме

С утра над Намче еще можно было разглядеть клочки синего неба, а когда мы двинулись в сторону Таме, за спиной немного приоткрылась гора Тамсерку (6623м). Солнце подпекало и на вертолетной площадке над поселком даже пришлось стягивать с себя лишнюю одежду. Там же была обнаружена конструкция для раздельного сбора мусора. Вдумайтесь! В бедном Непале, хрен знает где, в горах, есть контейнеры для раздельного сбора отходов! Их там много по всему треку разбросано, но этот был примечательным: из пустых бутылок, набитых песком. Я специально наблюдала за тем, кладут ли сами непальцы мусор в нужное окошко - кладут! В общем, респект и уважуха.

Таме - Лунгден + акклиматизация

Из Таме в Лунгден вела все та же унылая дорога под плотными тучами. Без туч она была бы более привлекательной, но увы. Ступы, встречающиеся на пути, были словно слеплены из земли и грязи, речная долина, начавшаяся широким выкатом, сужалась где-то ближе к облакам. По пути периодически встречались поселки, все так же, как и Таме, разгороженные невысокими каменными заборами. Серое небо, серые камни, серый туман, серая вода в реке, всё какое-то серое и грустное. Все-таки, как меняет картинку солнце! Но нет, нет, солнце не появлялось.
Первые признаки высоты на себе стал ощущать Пашков, когда мы преодолели отметку 4 тысячи метров над уровнем моря. Проявлялось это в виде головной боли. Но у меня всегда на стрёме есть цитрамон, поэтому Пашкова поправило. Даже удивительно было: 4 километра, а все, как огурцы.

Перевал Ренджо Ла - Гокио

Большинство треккеров обходят перевал Ренджо Ла (5360м) стороной: боятся сложности перевала (набор высоты из Лунгдена километр), не интересуются прилагающей долиной, считают, что в Гокио можно прийти и каким-нибудь более простым путем. Но у нас в списке значилось три перевала и Ренджо был первым из них. Поэтому в темноте гималайской ночи, светя себе фонариками под ноги, мы отправились в путь по той самой дороге, по которой ходили давеча в рамках акклиматизации.
Погода, судя по просветам в утренних тучах, обещала быть если не совсем солнечной, то и не совсем облачной. Черные хребты вставали со всех сторон, долина спала, но, поднявшись метров на 200, мы увидели, что солнце уже выбелило несколько горных вершин слева, да так ослепительно выбелило, что смотреть было невозможно. Фотографировать я начала только тогда, когда хоть немного рассвело.

Гокио - ледник Нгозумба - Драгнаг

Всю ночь в Гокио (4790м) мозг выделывался, как мог. На такой высоте в сознании ты дышишь, живешь и функционируешь, как обычно, но ночью начинается представление, при чем для всех. На высотах около 5 километров кислорода в 2 раза меньше, чем на уровне моря, поэтому во сне мозг, получая сигналы от организма, мол, кислорода маловато, трактует это как удушение или утопление и будит тебя с воплем: «Ахтунг! Ты задыхаешься!!» Я подскакивала в течение 3-х часов, изрядно задолбавшись, Анатолич тоже просыпался и ерепенился на высоту.
Но мы заранее знали, что так может быть, поэтому, прежде чем хавать цитрамон для разжижения крови и ускорения переноса кислорода, мы попытались спать сидя — это частенько помогает. В Гокио не помогало. Мозг же еще всю ночь демонстрирует идиотские сны опять же про удушение, при этом, кроме регулярных побудок и дурацких сновидений, никаких признаков горняшки - голова не болит, организм чувствует себя отлично. Поэтому, чтобы уснуть, я все же слопала цитрамона и через полчаса отъехала в царство Морфея, проспав до утра.

Перевал Чо Ла Пасс - Дзонгла - Лобуче

Проснувшись в 3 утра и вооружившись фонариками, мы отправились в сторону самого противного (по версии интернет-докладчиков) перевала Чо Ла. В конечном итоге оказалось, что Чо Ла не противнее Ренджо, а то и уступает последнему пальму первенства. Но обо всем по порядку.
Ночью совершенно не видно, куда идешь, если не учитывать пространства, освещенного фонариками. Идешь себе и идешь, пыхтишь, как паровоз, вроде, не тяжело, но и легким это дело не назвать. Дипак назначил нашего биг босса (то бишь Илью) замыкающим и тот вынужден был плестись в хвосте колонны.
Чтобы подняться на перевал Чо Ла, надо, оказывается, спуститься. Перед самим финальным подъемом стоит довольно высокий пупырь (5100м) и, взобравшись на него, мы вдруг увидели, что нам предстоит очень прилично сбросить высоту... Это печалило. Зато за спиной и по сторонам солнце начинало подсвечивать вершины,превращая картинку в разрезанное полотно: снизу почти черное от теней, сверху бледно-голубое и белое от света.

Лобуче - Горак Шеп - Кала Паттар

Тот день я объявила для себя поворотным днем, ибо все, что мне предлагалось далее, я уже видела в 2012 году и повторять разрывание, простите, попы, ради этого не планировала. Весь мой дальнейший путь должен был быть посвящен созерцанию и впитыванию красот без напрягов. Так оно и вышло:)
С утра в Лобуче Макс собрал рюкзак и отправился вниз - так сложились обстоятельства. С ним вниз пошел Дипак, ибо нам хотелось несколько дней побыть без его навязчивого общества)) Мы же упаковались, намазались антипригарным кремом и отправились вверх - к месту самой высотной ночевки на треке в поселок Горак Шеп (5164м).

Горак Шеп - базовый лагерь Эвереста - Лобуче

У ребят по утру было дело: сходить в базовый лагерь Эвереста, у меня было свое дело: продолжать впитывать и созерцать, ибо в EBC (Everest base camp) я уже была и твёрдо знала: смотреть там нечего, кроме камней. Ребята вернулись оттуда с абсолютно таким же пониманием, но не сходить туда они не имели права - галочку-то надо поставить!:)
Когда они ушли, я разлеглась на подоконнике в столовой, вставила в уши аудиокнигу и созерцала белоснежный гигантский острый склон Нупцзе, а за ним флаг Эвереста - так называется надув снега с его макушки. Кусок Эвереста видно прямо из Горак Шепа, поэтому я грелась на солнышке, наблюдала за перемещениями вертолетов и пыталась, что называется, "впитать". Исходя из всех своих хождения в горы, я сделала вывод, что впитывать лучше всего в покое, а не носясь туда-сюда и наконец-то, впервые в Гималаях я решила себе это дозволить.

Намче Базар - Лукла

Намче провожал нас длинной... эээ.. даже не знаю как это называется. В общем, там отстроили ложе для ручья из камня, дерева и мозаики, над порожками стоят стилизованные беседки, а в конце фонтан. В общем, выглядит это очень забавно, особенно для тех, кто идет в Гималаи и думает: там глухомань, горы, безлюдная пустыня и прочее аналогичное. А тут ррраз: Намче с цивилизацией, фонтаны тебе, кофейни и даже Irish Pub! Вообще этот ручей потом из фонтана продолжает стекать вниз, в небольшие бассейны, где женщины стирают белье, но как красиво он в эти бассейны падает! Из специальных отверстий-псевдогаргулий каких-то.

Лукла - Катманду

Сегодняшний мой пост будет изобиловать видео-рядами, отснятыми в Лукле, поскольку происходящее там столь динамично, что нет никакой возможности отразить это в статичных картинках. Лукла - это воздушный порт, ворота в Солу Кхумбу, сюда пребывают самолеты с туристами, собирающимися увидеть Эверест, отсюда же они отправляются обратно - на равнину в Катманду. Соответственно, всё здесь вращается вокруг аэропорта, который назван в честь Тенцинга и Хиллари - первых людей, сумевших взобраться на макушку высочайшей вершины мира.
Подробно про аэропорт Луклы можно почитать по ссылке, там я описывала факты, давала информацию и обрисовывала свои ощущения. Но здесь тоже кое-что продублирую. Данная воздушная гавань крайне примечательна и наблюдать за полетами в ней бесконечно интересно:) Аэропорт в Лукле был построен полвека назад и до "нулевых" годов 21 века даже не имел нормального покрытия - самолеты садились на гравийку.

Непал. Катманду после землетрясения

Поскольку с треком и даже его ответвлениями мы уложились в самый лучший график, из тех, каковые были в планах, и даже сразу улетели из Луклы в Катманду, на столицу Непала у нас осталось 6 дней свободного времени. О достопримечательностях города я рассказывала ранее и даже расскажу позже, но факт в том, что после землетрясения 2015 года облик Катманду изменился и теперь не будет прежним.
Примечательные места, такие, как Дурбары и ступы оказались либо полностью стерты с лица земли, либо частично разрушены. То, что еще имеет товарный вид - активно продается туристам по цене в два раза выше предыдущей. Но даже среди этого ходить грустно, а то и опасно. Большие трещины пересекают фасады пагод, деревянные подпорки являются единственным связующим звеном в конструкции, которое не позволяет ей рухнуть в облаке пыли.

Непал. Катманду НЕтуристический

Туристическим районом в Катманду считается Тамель - та часть, где сосредоточено основное количество сувенирных лавок, магазинов с горным снаряжением, гостиниц, кафе и мест развлечений. Само собой, туристы скапливаются также там, где в городе имеются достопримечательности, иногда за городом. Но в промежутках между этими районами лежит настоящий Катманду со всей своей сумасшедшей инфраструктурой, живым бытом, не связанным с туризмом и лицом, на которое стоит посмотреть, без мишуры.