вторник, 10 ноября 2015 г.

Эверест

В моей жизни в последнее время образовалось как-то очень много Непала. Он приходит из разных источников, обретает фотографическую форму, Гималайские вершины встают перед глазами посредством кино. В этом году мы подумывали на весь октябрь снова уехать в Непал, но потом случились различные перемены, начиная с землетрясения, заканчивая открытием других гор. 
Недавно Илья обратил мое внимание на большой рекламный щит, где крупными буквами было написано: "Эверест". Оказалось, в прокат вышел очередной фильм про Сагарматху и мы тогда, помнится, посмеялись, что нам не стоит его смотреть: небось, еще один голливудский блокбастер про покорителей, типа К2 и обидно будет за Гималаи, которые мы считаем частью нас самих. 
Потом Илья где-то получил информацию, что фильм "Эверест" вроде не настолько попсово-идиотский, а мне попалось на глаза интервью с нашими знаменитыми альпинистами, которые отвечали на вопросы, касательно данной киноленты. В общем, потихоньку мы пришли к выводу, что можно посмотреть, а если не понравится - выключить.
Я не буду описывать сюжет фильма, любой, кто немного интересовался Эверестом знает о событиях, произошедших на горе (ударение можно ставить на обе буквы) в мае 1996 года. События не однозначные, описанные во множестве книг, изданных участниками восхождения. Нет, пожалуй, единой правды, к тому же, оценивать такие происшествия могут только те, кто хотя бы раз в жизни был максимально приближен к подобным условиям, но не я.
Фильм я посмотрела с большим интересом, он не вызвал у меня отторжения. На мой непрофессиональный взгляд, режиссеру удалось передать в адекватной, не похабной и реалистичной манере радость, напряжение, боль  -  те события, что происходили на Эвересте. Конечно, кинолента - это своеобразный тандем из реальных вещей и необходимых придумок. Например, действительное число восходителей было раза в три больше, а кислородную маску на вершине никто в здравом уме снимать не станет. Режиссера можно понять: ему персонажей надо показывать, их лица и не запутать зрителя в большом количестве примерно одинаково одетых альпинистов.
Особенно интересно было смотреть на те места, где я бывала сама. Даже сделала нарезку кинокадров, приложив к ним фото, снятые в разные годы в Гималаях мной и Ильей. К базовому лагерю Эвереста съемочная группа шла самостоятельно, поэтому эаропорт Луклы, мост Ларжа, панорама Намче Базара, первый вид на макушку Эвереста, знаменитый монастырь Тенгбоче, мемориал погибшим альпинистам неподалеку от Лобуче, морена по дороге к базовому лагерю - все это оживало в моей памяти с каждым шагом героев фильма.
Мост Ларжа (Larja Bridge)

Намче Базар (Namche Bazaar)

Вид на макушку Эвереста из-за стены Нупцзе

Ступа на отрезке пути Намче - Тенгбоче

Ступа на отрезке пути Намче - Тенгбоче

Монастырь Тенгбоче (Tengboche)

Вид на Ама Даблам
 
Мемориал погибшим альпинистам

Морена ледника Кхумбу
Дальнейшие события полны трагизма, интересующиеся могут добыть фильм и посмотреть его. Я же всегда, после просмотра подобных произведений, погружаюсь в раздумья. Мне хочется задать вопрос бывалым альпинистам: "Считается ли Эверест прекрасным надгробьем?". И я спрашиваю не о том, хотели бы они погибнуть на высоте 8 километров, конечно нет, а о том, хотели бы они на закате своего бытия остаться навсегда на крыше мира?
Среди моих знакомых даже есть человек, у которого можно было бы спросить - это мой земляк и даже на коротком отрезке моей жизни -  наставник в области горохождения. Он бывал на многих вершинах, в том числе на Эвересте, но я, пожалуй, так и не смогу у него спросить. Мне кажется, что это будет невероятно глупо. 
Для меня горы в целом и Эверест в частности - это неотъемлемая часть меня самой, моей души, моей жизни и истории. Нет, я никогда не поднималась выше базового лагеря - это требует не только колоссальной подготовки, но и огромных финансовых затрат. Хотя, конечно, в моей голове присутствует осознание, что если бы у меня была возможность попробовать - я бы это сделала. И мне даже кажется, что нет ничего невозможного.
Такую мысль во мне поселил именно Эверест, факт его существования. Ведь несколько лет назад мне даже в голову не могло прийти встать с дивана и отправиться в Гималаи. Почему? Да фиг его знает. Психология обывателя. Нам многое видится невозможным. Гималаи кажутся уделом единиц. В моей голове в одночасье что-то произошло, да так, что в какие-то доли секунды человек, никогда не выезжавший за границу и не имевший на это особого желания, принял решение идти к Эвересту. К Эвересту, Карл! Однозначно и безапелляционно. Да еще и в одиночестве - так уж получилось...
Меня на Гималаи сподвиг фильм про Анатолия Букреева под названием "Непокоренная вершина". По воле судеб имя этого знаменитого альпиниста фигурирует и в фильме "Эверест". Я опасалась, что раз уж кинокартина снята по мотивам книги Джона Кракауэра, то Букреев в ней предстанет, как не очень хороший персонаж, т.к. автор книги жестко критиковал советского альпиниста. Но нет, к чести режиссера Анатолий Букреев изображен по-человечески. И я даже рекомендую после просмотра фильма - почитать статью о тех событиях, чтобы знать, какой все-таки Букреев человечище.
Со мной редко такое бывает, чтобы какая-то конкретная кинолента вызывала глубокие копательства в душе. Но горы я понять не могу, их власть тоже, наверное, поэтому каждый раз стремлюсь разобраться в ворохе мыслей, рождающихся в голове при виде скалистых отрогов, снежных шапок и людей, которые точно так же пытаются разобраться.
В Гималаях темно-синее небо. Из-за разреженного воздуха на больших высотах ты становишься ближе к космосу, в прямом смысле этого слова. В Гималаях можно найти места, где не будет травы или деревьев - только камни, скалы, ледники, снега - именно то, что нравится мне больше всего, это даже уже стало предметом шуток среди моих друзей:) Такие картины затрагивают какие-то внутренние струны, вызывают ощущения, для которых сложно подобрать одно слово: восхищение, радость, волнение, удивление, трепет, смятение. Смятение в хорошем смысле. Смятение от того, что я ничего не могу с этим поделать. Оно есть и всё. Фильм "Эверест", как и документальная лента "Непокоренная вершина", снова заставил меня думать, думать и еще раз думать. О разном.
Завершающими кадрами фильма были закатные моменты. Когда гора чиста и свободна от грозовых туч, когда с ее склона видно солнце, падающее за простирающиеся к горизонту заснеженные пики. Когда человек, не пришедший с вершины, навсегда остался под самым невероятным в мире надгробием.


Я не знаю, что думают по этому поводу сами альпинисты, но для меня это было бы идеальное место, чтобы не быть.

18 комментариев:

  1. Оксана, очень интересный пост-размышление... Для себя я открыла Эверест на уровне обывателя буквально год назад, прочитав научно-географическую статью и с тех пор часто в мыслях возвращаюсь к этому месту. Было бы здорово там побывать, конечно в основном останавливает наличие (а точнее недостаточное количество) финансов для подобных путешествий. Но это поправимо, а пока посмотрю фильм, спасибо, что напомнила про него!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Забавно, что про Эверест нам всем рассказывают в школе, но тогда никто не обращает на это внимание. И только вырастая, некоторые начинают думать о том, что же такое высочайшая гора мира. Я из этого же числа))

      Удалить
  2. лучше гор могут быть только горы.
    увы, не люблю ходить по снегу, поэтому ограничиваюсь скалами и горами небольшой высоты.
    но как же это прекрасно! Гималаи, конечно - отдельный пункт)
    хорошо, когда чья-то работа заставляет нас покопаться в себе, задуматься, переосмыслить. спасибо за обзор и свои эмоции-мысли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ходить, кстати, по снегу я и сама не люблю - очковое это для меня дело:) Но рассматривать снежные заносы, складки, карнизы на скалах - могу часами. В Гималаях, кстати, есть треки и без снега, зато с прекрасным обзором. Даже из Покхары, где осенью температура +30 отлично видно снежные почти семитысячники:)

      Удалить
  3. Надо посмотреть фильм..Эверест для меня вне досягаемости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для меня, по сути, тоже. Я могу только к его подножию подойти и лизнуть Кхумбу:)

      Удалить
  4. Я даже в слова сейчас не могу перевести мысли о горах. Но это не просто какое-то там достижение, покорение вершины. Это близость и связь на уровне энергий, более сильных и мощных, чем слова. Я ведь не каждый твой пост читаю, но Эверест увидела сразу же)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эверест трудно не заметить)

      Удалить
  5. Спасибо за потрясающий пост, за размышления, которыми поделилась, за удивительные фотографии!

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана,

    С интересом прочитала твои размышления. С удовольствием, как всегда, посомтерла на твои фотографии.
    Горы - это нечто. Горы - это совершенно другой мир, где ты чувствуешь себя другим человеком.
    Но Эверест и Гималаи для меня - это что-то оооочень впечатляющее. Не думаю, что однажды там побываю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интерес) Я вообще-то тоже не думала, а оно вон как)))

      Удалить
  7. Посмотрела кино. Без комментариев. Проняло конечно. Точнее я выше сказала, что слов я не найду. Умом и логикой не объяснить. Но лет в 80 вполне можно пойти высоко в горы и там умереть. А если изобретут средство для более долгой активной части жизни, то и попозже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага. Походу, мне теперь отстегнуть за рекламу фильма должны))

      Удалить
    2. Это точно. С малым вчера смотрели. Ему понравилось. Правда он сказал, что пойдет на Эверест пока у него детей нет.

      Удалить
    3. И желательно, жены тоже! Либо вместе с ней))

      Удалить
  8. И мамы тоже)) Либо вместе с ней))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аахаха:)) лучше вместе)

      Удалить

Есть что сказать, но нет аккаунта? Здесь можно оставить комментарий и без него. Выбирайте поле "имя/URL" и печатайте комментарий на здоровье:)

Подписываемся, ставим лайки)

Аккаунт в фейсбуке Инстаграм Группа вконтакте rss